Самый первый такой тоннель город построил еще на рубеже 1960-х и 1970-х годов. Но уже в конце 1980-х его стало не хватать, и новый тоннель начали строить в 1990 году. Шахтеры успели пробурить и забетонировать около двух километров этого подземного сооружения, протянувшегося от перекрестка улиц Воровского и Шмидта до железнодорожного вокзала. Еще несколько лет назад речь шла о продолжении стройки, почему же к ней решили не возвращаться? Увы, обследование показало, что бетонный тоннель в нескольких местах пришел в негодность.
- При его строительстве использовали устаревшие технологии, проходчики работали отбойными молотками, в результате один из домов рядом со стройкой обрушился, - рассказал Андрей Булыгин. - Строителям потом пришлось восстанавливать здание.
Проходчики приблизились к вокзалу, затем маршрут сделал поворот, потому что тоннель начало затапливать грунтовыми водами. А потом развалился Советский Союз, и стройку вовсе заморозили. В наше время при возведении современного многоэтажного дома в районе вокзала шахту коллектора насквозь пробили сваями. Так что о возвращении к этому сооружению речи сегодня не идет. Кроме того, тоннель проходит через весь центр города, под множеством зданий, что недопустимо по современным требованиям. Мало того, за 30 лет подтачиваемый грунтовыми водами бетон износился и может представлять аварийную опасность для города.
- В этом коллекторе не были завершены гидроизоляционный работы, не было устранено множество замечаний в отделке железобетонных конструкций, - рассказал глава предприятия "Вода Крыма" Владимир Баженов. - Как результат - он регулярно подтапливался. Во второй половине 1990-х стройка окончательно остановилась, а мы только тем и занимались, что откачивали воду и охраняли вертикальные стволы.
Новый маршрут коллектора протяженностью более 17 километров будет начинаться с Екатерининского сада (все у того же перекрестка улиц Шмидта и Ленина), далее спустится к реке Салгир и пройдет вдоль реки и под ней с учетом глубокого заложения, выйдет в Гагаринский парк вблизи от улицы Павленко.
- Район Салгира мы пройдем под руслом реки на глубине около пяти метров, - рассказал Андрей Булыгин. - Ни одного здания на пути нашего сооружения не будет.
Затем - по улице Калинина тоннель пересечется с железной дорогой, пройдет по территории Мирновского сельского поселения, выйдет к Евпаторийскому шоссе. Далее проследует вдоль и под Евпаторийским шоссе. Затем трасса повернет на Монтажную улицу, с нее выйдет на территорию Укромненского сельского поселения к трассе "Таврида", пересечет ее и выйдет на очистные сооружения. На всем протяжении стоки будут двигаться по искусственной подземной реке самотеком. Это значит, что должен быть соблюден уклон, и насосных станций на пути не будет. Город это избавит от дополнительного шума насосов и ненужных запахов. Но в местах, где искусственная река будет делать повороты, проектировщики предусмотрели вертикальные шахты для чистки и обслуживания сооружения. Пока будет идти стройка, на всем ее протяжении соорудят 31 городок. Не нанесет ли это урон реконструированной набережной Салгира и его зеленой зоне, учитывая новый маршрут?
- Да, где-то нам придется разобрать плитку, где-то придется снести деревья, - признает главный инженер стройки Андрей Булыгин. - После окончания работ мы все восстановим - и плитку, и асфальт, и зеленые насаждения. Средства на это предусмотрены в бюджете.
Важно также то, что новый коллектор будет построен с использованием новейших технологий. Тоннель шириной около 2,5 метров станет монолитным, а внутренние конструкции надежно изолируют от воды и газов, разрушающих железобетонные конструкции. Строительство коллектора глубокого заложения должно стартовать в декабре-январе, а завершиться не позднее декабря 2022 года. На эти цели государство выделяет более 10 миллиардов рублей.