17.02.2020 20:55
Власть

Статью Уголовного кодекса о "телефонном терроризме" перепишут

Статью Уголовного кодекса РФ о "телефонном терроризме" перепишут
Текст:  Иван Петров
Российская газета - Федеральный выпуск: №34 (8088)
Стало известно об очередном правовом пробеле, выявленном в Уголовном кодексе РФ. Оказалось, что активно применяемая в последнее время следствием из-за волны телефонного терроризма статья 207 УК "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма" содержит очевидный изъян. А выяснилось это, как зачастую и бывает, методом проб и ошибок.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

31 января 2020 года некий молодой человек позвонил по телефону "02" и сообщил о якобы произошедшем теракте в петербургском метро. "На "Площади Восстания" взрыв, внутри метро, где поезда. 15 человек пострадавших. "Скорая" нужна и пожарные", - сообщил он оператору.

В Москве судят семь человек по делу о телефонном мошенничестве

В ходе проверки подземки выяснилось, что метро работает в штатном режиме. Уже 4 февраля правоохранительным органам удалось запеленговать телефон, и сотрудники полиции задержали злодея. Задержанным оказался 26-летний приезжий из Сызрани Иван Найденов. Выяснилось, что он ранее неоднократно звонил и сообщал о взрывах и пожарах в метро, торговом комплексе и даже в жилой квартире.

Управление МВД по Центральному району Санкт-Петербурга возбудило в отношении Найденова уголовное дело по статье 207 УК РФ "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма". 6 февраля следователь собирался выйти в суд с ходатайством об аресте Найденова. В материалах дела были все записи его звонков, телефон, с которого подозреваемый звонил, и даже чистосердечное признание. Молодой человек действительно раскаялся, объяснив свои неадекватные поступки желанием привлечь к себе внимание.

Иван Найденов сообщал только о якобы уже произошедших происшествиях, а не о готовящихся

Но уже вскоре правоохранители неожиданно освобождают Найденова и даже возвращают ему "орудие преступления" - мобильный телефон. Выяснилось, что прокуратура не усмотрела в действиях Найденова состава преступления.

Оказалось, что по 207-й статье УК человека можно привлечь только за "заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений".

Волжанку наказали за телефонный терроризм

Найденов же сообщал только о якобы уже произошедших событиях: взорвалось метро, сгорел торговый центр и т.д. Все в прошедшем времени, ни о каких "готовящихся" происшествиях речи не шло.

В качестве официальной причины развала дела была указана "неполнота проведенной проверки". Сообщалось, что доследственная проверка в отношении Найденова продолжится.

Как бы там ни было, ситуацией уже заинтересовались в Госдуме, назвав ее "правовым казусом". "Прокуратура допустила подход формальный, следовала букве закона, но - не духу. Получается, с помощью такой словесной эквилибристики можно уйти от уголовной ответственности. Чтобы это не стало тиражированным прецедентом, необходимо скорректировать закон в этой части", - сообщил первый зампред думского Комитета по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

"Очевидно, проблема есть и требует решения. Вместе с коллегами из Генеральной прокуратуры и МВД мы проработаем внесение необходимых поправок", - добавил глава Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

Уголовное право Охрана порядка Санкт-Петербург Северо-Запад