19.02.2020 18:13
Общество

Академик Чубарьян рассказал, как политика умалчивает о вопиющих фактах истории

Академик Александр Чубарьян о том, как политика умалчивает о вопиющих фактах истории
Текст:  Аркадий Колыбалов Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №37 (8091)
На заседании рабочей группы по поправкам в Конституцию Российской Федерации поступило предложение создать Центр, где будут собраны документы по Второй мировой войне. Его внес научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян. Что российские историки могут противопоставить фейкам о войне? И прислушиваются ли к их мнению ученые на Западе? Этим вопросам была посвящена пресс-конференция ученого в "Российской газете".
Читать на сайте RG.RU
Пресс-конференция научного руководителя Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна

Главная проблема современного исторического сознания, по мнению Чубарьяна, состоит в повсеместном незнании документов. А это порождает черно-белый подход к трактовке фактов и не приближает к истине:

- Моя идея состоит в том, что надо быстро подготовить сборник документов - наших, английских, французских, американских, немецких, которые бы показали, как началась Вторая мировая война. Без особого идеологического флера. Только архивы. И срочно издать их на русском и английском.

Историк убежден, что тема предыстории и начала Второй мировой сегодня на авансцене общественной дискуссии по всему миру. Она затронула не только профессионалов-историков, но и лидеров стран. Об этом говорили президент России Владимир Путин, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон...

Исследователь II мировой войны Арон Шнеер: История не может быть толерантной

- Мы сейчас видим попытку поставить этот сюжет в современный международно-политический контекст. Что, мне кажется, опасно и вообще превращает историю в заложницу политики. А главную роль здесь должны играть ученые и историки, - заявил Чубарьян.

Искажение и политизация истории Второй мировой, считает ученый, "происходят на фоне обострения отношений между современной Россией и другими странами, особенно соседями - странами Восточной и Центральной Европы, которые "были актерами в драме, развернувшейся 80 лет назад".

"Мюнхен - пролог трагедии. Они сидели за одним столом - Гитлер, Чемберлен, Даладье и Муссолини - и кроили европейскую территорию. Они отдали Гитлеру часть Чехословакии в расчете, что он на этом успокоится. Чемберлен приехал в Лондон и, спускаясь по трапу самолета, сказал: "Я привез вам мир!" Напомню, сейчас обострение произошло в значительной мере из-за резолюции Европарламента, возложившей вину за возникновение Второй мировой войны и на СССР. Но ни слова про Мюнхен", - Александр Чубарьян привел пример того, как политика умалчивает о вопиющих фактах истории.

Перед Днем Победы в Москве состоится большая конференции, куда приедут ученые из многих стран, в том числе из США и Польши

Лечить такую однобокость можно только научным диалогом. "Такие дискуссионные площадки нам нужны, в том числе с коллегами из Прибалтики, Польши, Чехии и Словакии, Финляндии - из стран, которые были вовлечены во Вторую мировую войну. В конце апреля в Москве состоится большая Международная конференции, куда приедут ученые из многих стран, в том числе из США и Польши. Предполагается и "круглый стол" "Сталин, Рузвельт, Черчилль. Совместная борьба против нацизма", - пообещал академик.

"РГ" разоблачила вредоносные мифы о Второй мировой войне

Еще один актуальный вопрос, который, по словам Чубарьяна, предстоит решить в первую очередь, это историческое образование. "Есть определенная неудовлетворенность по этому поводу по всему миру, поверьте мне, - говорит историк. - Поэтому французский президент Эмманюэль Макрон предложил создать Международную программу при Совете Европы по совершенствованию преподавания истории в средней школе. В ней он пригласил участвовать и Россию. Мы все ищем пути, как заинтересовать молодых людей нашим предметом. К сожалению, вынужден признать, что и к нам в университет на исторический факультет приходят абитуриенты, о которых нельзя сказать, что они хорошо знают историю".

С точки зрения академика, главное в историческом образовании - научить самостоятельно оценивать события: "Запоминать все факты бессмысленно. Главное, чтобы молодые люди могли разобраться в причинах и последствиях того, что произошло, уметь высказать об этом свое мнение. В этом ключе изменили и ЕГЭ по истории. Теперь там тестовая часть сведена до минимума. А главное - эссе. Человек должен на одной странице написать, что он думает. Это очень сложно для многих наших выпускников".

Пресс-конференция "К 75-летию Победы: о механизме противодействия искажению истории Второй мировой войны"
История Наука РАН