Главная проблема современного исторического сознания, по мнению Чубарьяна, состоит в повсеместном незнании документов. А это порождает черно-белый подход к трактовке фактов и не приближает к истине:
- Моя идея состоит в том, что надо быстро подготовить сборник документов - наших, английских, французских, американских, немецких, которые бы показали, как началась Вторая мировая война. Без особого идеологического флера. Только архивы. И срочно издать их на русском и английском.
Историк убежден, что тема предыстории и начала Второй мировой сегодня на авансцене общественной дискуссии по всему миру. Она затронула не только профессионалов-историков, но и лидеров стран. Об этом говорили президент России Владимир Путин, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон...
- Мы сейчас видим попытку поставить этот сюжет в современный международно-политический контекст. Что, мне кажется, опасно и вообще превращает историю в заложницу политики. А главную роль здесь должны играть ученые и историки, - заявил Чубарьян.
Искажение и политизация истории Второй мировой, считает ученый, "происходят на фоне обострения отношений между современной Россией и другими странами, особенно соседями - странами Восточной и Центральной Европы, которые "были актерами в драме, развернувшейся 80 лет назад".
"Мюнхен - пролог трагедии. Они сидели за одним столом - Гитлер, Чемберлен, Даладье и Муссолини - и кроили европейскую территорию. Они отдали Гитлеру часть Чехословакии в расчете, что он на этом успокоится. Чемберлен приехал в Лондон и, спускаясь по трапу самолета, сказал: "Я привез вам мир!" Напомню, сейчас обострение произошло в значительной мере из-за резолюции Европарламента, возложившей вину за возникновение Второй мировой войны и на СССР. Но ни слова про Мюнхен", - Александр Чубарьян привел пример того, как политика умалчивает о вопиющих фактах истории.
Лечить такую однобокость можно только научным диалогом. "Такие дискуссионные площадки нам нужны, в том числе с коллегами из Прибалтики, Польши, Чехии и Словакии, Финляндии - из стран, которые были вовлечены во Вторую мировую войну. В конце апреля в Москве состоится большая Международная конференции, куда приедут ученые из многих стран, в том числе из США и Польши. Предполагается и "круглый стол" "Сталин, Рузвельт, Черчилль. Совместная борьба против нацизма", - пообещал академик.
Еще один актуальный вопрос, который, по словам Чубарьяна, предстоит решить в первую очередь, это историческое образование. "Есть определенная неудовлетворенность по этому поводу по всему миру, поверьте мне, - говорит историк. - Поэтому французский президент Эмманюэль Макрон предложил создать Международную программу при Совете Европы по совершенствованию преподавания истории в средней школе. В ней он пригласил участвовать и Россию. Мы все ищем пути, как заинтересовать молодых людей нашим предметом. К сожалению, вынужден признать, что и к нам в университет на исторический факультет приходят абитуриенты, о которых нельзя сказать, что они хорошо знают историю".
С точки зрения академика, главное в историческом образовании - научить самостоятельно оценивать события: "Запоминать все факты бессмысленно. Главное, чтобы молодые люди могли разобраться в причинах и последствиях того, что произошло, уметь высказать об этом свое мнение. В этом ключе изменили и ЕГЭ по истории. Теперь там тестовая часть сведена до минимума. А главное - эссе. Человек должен на одной странице написать, что он думает. Это очень сложно для многих наших выпускников".