20.02.2020 06:34
Власть

Нужен ли регионам общий бренд "Большая Сибирь"

Сибиряки будут вместе продвигать межрегиональные программы и инвестиционные проекты
Текст:  Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №37 (8091)
Свыше семидесяти проектов с общим инвестиционным потенциалом более четырех триллионов рублей готовы к реализации в регионах Сибирского федерального округа. В числе приоритетных направлений - развитие малой авиации, внутреннего и въездного туризма.
/ Владимир Смирнов/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Готовясь к Российскому инвестиционному форуму в Сочи, сибирские регионы решили выступить единым фронтом на площадке Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) и под брендом "Большая Сибирь". Сочинский форум отменили из-за угрозы распространения коронавируса, но, как отметил председатель исполнительного комитета МАСС Геннадий Гусельников, "все договоренности остаются в силе", а наработки обязательно будут использованы в дальнейшем - например, на экономических форумах в Красноярске и Санкт-Петербурге. Главное, что совместная подготовка к таким мероприятиям станет концептуальным подходом.

Татарстан стал лучшим регионом РФ в сфере гастрономического туризма

- В регионах понимают, что, объединившись, легче решать задачи. Это касается и участия в форумах с целью привлечения инвесторов в лице госкорпораций или крупного частного бизнеса, и непосредственной реализации проектов, когда для этого есть общие ресурсы, и их нужно задействовать сообща, - подчеркнул председатель исполкома МАСС.

Под брендом "Большая Сибирь" предполагается разработать и реализовать несколько межрегиональных программ, в том числе развития малой авиации и внутреннего и въездного туризма. Эти направления, по словам Геннадия Гусельникова, рассматриваются как наиболее перспективные для повышения привлекательности территорий и комфортности проживания.

Специалистами "Сибирского соглашения" проведена большая работа, в ходе которой проанализированы потребности регионов в новых авиамаршрутах. По данным экспертов, в Сибири насчитывается свыше 400 населенных пунктов, не имеющих устойчивой связи с региональными центрами и соседними территориями. Для решения этой проблемы требуются минимум 12 воздушных судов третьего-четвертого классов (впоследствии - 21) и организация 41 маршрута (в перспективе - 106), который бы на первом этапе связал 64 труднодоступных населенных пункта (в дальнейшем - 135). Анализ показал, что в регионах есть 250 зарегистрированных аэродромов местного значения и посадочных площадок, которые можно вновь ввести в эксплуатацию. На начальном этапе запланировано восстановить 39 посадочных площадок. В качестве пилотного региона по развитию межрегиональной авиамаршрутной сети выбрана Республика Тыва.

Проект программы "Развитие внутрирегиональной авиамаршрутной сети на территории Сибири", рассчитанной на 2020-2024 годы, уже подготовлен и будет направлен в федеральные органы власти для утверждения и определения источников и объемов финансирования.

Еще одним общим делом для сибиряков может стать развитие экспортно ориентированных трансграничных коридоров. По мнению ректора Сибирского государственного университета путей сообщения Алексея Манакова, актуальность подготовки межрегиональной программы подтверждают результаты внешнеторговой деятельности регионов Сибири в 2013-2018 годах. По словам эксперта, в общей структуре товарооборота доля экспорта составляет 70 процентов, импорта - 30. Но при этом сибирские территории, многие из которых обладают большими возможностями для экспорта за счет приграничного расположения, реализуют их не в полной мере из-за низкой пропускной способности транспортных коридоров.

Пассажиропоток авиакомпаний по итогам 2019 года вырос на 10%

Для решения этой проблемы разработана программа "Развитие сибирских экспортно ориентированных трансграничных коридоров". Регионам Сибири необходимо определить перспективные рынки сбыта несырьевой продукции и начать их осваивать, расширяя номенклатуру и увеличивая объем выпуска таких товаров. Также предполагается создать прогнозную схему экспортных грузоперевозок, которая должна предусматривать для каждого региона - участника проекта оптимальный вариант доставки продукции на внешние рынки.

Куратором этой работы выступил экспертно-консультационный совет МАСС по приграничному сотрудничеству и внешнеэкономическим связям, который возглавляет губернатор Алтайского края Виктор Томенко.

В свою очередь, глава Республики Алтай Олег Хорохордин стал руководителем экспертно-консультационного совета, который будет курировать реализацию еще одной межрегиональной программы - "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сибири".

- Этот комплексный инвестиционный проект должен объединить все перспективные туристические наработки сибирских территорий в единую сеть. Развитие туризма напрямую связано с повышением инвестиционной привлекательности регионов Сибири и, как следствие, с привлечением федеральных и внебюджетных средств во все сферы их экономики. При этом решается еще одна важная задача, связанная с обеспечением занятости населения, в том числе и с развитием малого и среднего бизнеса, - пояснил председатель исполкома МАСС Геннадий Гусельников.

По данным комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в России на туристическую отрасль приходится 3,8 процента валового внутреннего продукта и 0,7 процента общей численности занятых в экономике. Появление одного рабочего места в сфере туризма способствует созданию еще пяти в смежных отраслях (транспорт, торговля, сфера услуг, строительство и другие).

На Алтае решили не менять ставку курортного сбора

Концепция межрегиональной программы подготовлена при участии "Опоры России", Омского государственного технического университета, "Новосибирской ассоциации туристских организаций". Целевые показатели программы - создание к 2025 году более 100 тысяч рабочих мест в сфере туризма, рост турпотока с нынешних 5,5 миллиона до восьми-десяти миллионов человек в год.

По сообщению пресс-службы международного метапоиска Momondo, среди российских городов наиболее заметную положительную динамику турпотока показывает Иркутск, что связано с растущей популярностью озера Байкал. Также увеличился спрос на посещение Новосибирска - признанного делового, научного, образовательного центра Сибири.

В рамках комплексной инвестпрограммы развития внутреннего и въездного туризма в Сибири рассматривается несколько ключевых межрегиональных проектов, в том числе международный туристский маршрут "Великая северная экспедиция", "Сибирский тракт", "Великое Саяно-Алтайское кольцо" (по примеру "Золотого кольца"). Соглашение о совместной реализации проектов готовы подписать руководители шести регионов СФО, а также представители Монголии. Программой предусмотрены развитие горнолыжных курортов в Республике Алтай и Кемеровской области.

Между тем

Для включения в программу проекты должны быть утверждены экспертным советом МАСС. Очевидно, что их реализация требует масштабной работы по развитию инфраструктуры гостеприимства - от отелей и дорог до придорожных кафе и санитарных зон. Нужны и квалифицированные кадры, которых отрасли сегодня крайне не хватает.

Регионы Авиатранспорт Туризм Иркутская область Кемеровская область Новосибирская область Республика Алтай Тыва Алтайский край Восточная Сибирь Сибирь