Очередная экранизация "Зова предков" лишена тумаков, кровавых разборок и тому подобного напрочь. Потому что нынешним деткам, как, очевидно, зачастую полагают боссы киностудий, не следует показывать ничего реалистичного. То есть на протяжении более сотни лет все спокойно читали, и никого не смущало живописание таких подробностей, как "захрустела сломанная кость, и белый пес оказался уже только на трех ногах. Трижды пробовал Бэк повалить его наземь, потом, пустив в ход тот же маневр, перегрыз ему правую переднюю ногу".
И еще не так давно, в 1997 году, когда вышла предыдущая экранизация - с Рутгером Хауэром и ровно с тем же возрастным рейтингом PG, - все было достаточно натурально, в полном соответствии написанному и изображаемым реалиям: собак там колошматили палками и кнутами (ни одно четвероногое, естественно, не пострадало - колошматить четвероногих в принципе грешно), меж собой они насмерть дрались, а главный герой, как положено, перегрызал глотки индейцам. Сегодня за такой неаккуратный подход армия зоозащитников и иных поборников всего хорошего весь интернет бы слюной забрызгала. Странно, что никто, кажется, до сих пор не требует Джека Лондона целиком (кроме "Маленькой хозяйки большого дома", разумеется) запретить и сжечь.
В версии Криса Сандерса, ранее занимавшегося исключительно мультиками (от диснеевской классики 90-х до "Как приручить дракона" и "Семейки Крудс") все еще звучат слова о законе дубинки и клыка, действующего на территории Юкона. Но на самом деле здесь теперь действует закон доброты, великодушия и павильонных съемок. А также закон о защите прав животных. С собаками все обращаются почтительно, ласково, даром что те нарисованные. Причем нарисованные так себе. Бэк вообще похож одновременно на Гарфилда из фильмов про Гарфилда и на Скуби-ду из фильмов про Скуби-ду анимацией движений и мимики, а если вы хоть один из этих фильмов смотрели, то должны себе представлять, насколько это плохо.
Тем не менее в фильме есть ярко выраженный злодей, которого играет Дэн Стивенс. В книге этот персонаж эпизодический - самонадеянный дурачок, без малейших знаний и без должной подготовки отправившийся покорять суровые края в компании супруги и ее брата. Единственная функция там его заключалась в том, чтобы передать Бэка в руки последнего хозяина, Джона Торнтона, и бесславно, глупо сгинуть. В фильме он не просто дурачок, а настоящий мерзавец, алчущий во что бы то ни стало отыскать тайное далекое место, где, согласно легендам, реки золотом полны, и разбогатеть.
Джон Торнтон, сыгранный Харрисоном Фордом, ни о каких богатствах не помышляет, он терзаем потерей сына и скитается по холодным пейзажам в поисках успокоения. Хотя злодей подозревает, что старик хитер и строит ему козни, так как сам желает добраться до золотишка. Это выливается в небольшой отдельный сюжет, не отягощенный сложной драматургией, но сильно напоминающий одну из глав "Баллады Бастера Скраггса" братьев Коэн - ту, которая про старателя, с Томом Уэйтсом. Данное отступление от оригинального текста, видимо, в первую очередь призвано смягчить финал, убрав из него индейцев. И таких смягчающих факторов в фильм пришлось добавить немало.
Собственно, тот самый зов предков, изначально - непостижимая сила, возвращающая веселого дружелюбного песика к волчьим корням и делающая из него кровожадную машину смерти, визуализирован в виде огромного черного волка, который иногда появляется, чтобы указать путь. Буквально, по принципу автомобильного навигатора. А возвращение к корням, окончательная трансформация в дикого зверя, происходит посредством введения - какая чудовищная пошлость - любовной линии. Но перед тем нарисованный пес успевает избавить любимого хозяина от пристрастия к алкоголю, отбирая у него бутылку. Потому как алкоголь - это вредно, понятно, детишки?
Наверное, для самых непритязательных и флегматичных зрителей младшего возраста оно и сойдет. Мультяшные собачки потешно скачут, вылизанные хромакейные виды смотрятся нарядно, как пластиковая гирлянда на утреннике, общая атмосфера экзальтированного идиотизма умиротворяет. Однако факт остается фактом: "Зов предков" - циничный плевок на могилу Джека Лондона. И ведь можно же по-другому, есть свежий пример диснеевского "Того", где тоже про север и ездовых собачек, но с живыми собачками, где все в десять раз красивее и честно, без оголтелого обезжиривания. А то ж детки посмотрят, затем возьмут книжку (вряд ли, но будем оптимистами) и сильно удивятся. И проклянут. И правильно сделают.