11.03.2020 17:41
Экономика

Почему Пулково не привлекает лоукостеров?

Почему Пулково не привлекает лоукостеров?
Текст:  Валерия Поселенцева (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №51 (8105)
С 1 января 2020 года петербургский аэропорт Пулково получил седьмую степень свободы. Теперь авиакомпании 30 иностранных государств могут выполнять рейсы в культурную столицу без регистрации в нашей стране. Казалось бы, сбылась мечта петербургских путешественников, вынужденных все это время летать лоукостерами из Таллина и Лаппеенранты за 10 евро, однако прошло два месяца, а новых дешевых маршрутов из Пулково так и не прибавилось. Кстати, по оценкам экспертов, таких "перебежчиков" насчитывается не менее 200 тысяч, что позволяет, например, руководству Лаппеенранты открывать новые рейсы с учетом интересов жителей Северной столицы.
Читать на сайте RG.RU

Традиционно расписания авиаперевозчиков меняются два раза в год - весной и осенью, поэтому ждать, что в летнем расписании вдруг случится "прорыв", не приходится. Хотя сама по себе новость не могла не обрадовать горожан.

Российские авиакомпании увеличили в феврале объем перевозок

- Для пассажира все, что приводит к росту конкуренции, появлению новых возможностей, будь то новые прямые направления или новые перевозчики, - безоговорочное благо, - уверен исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Единственной компанией, анонсировавшей серьезность своих намерений, стала венгерская Wizz Air, которая начнет реализацию полетов по четырем направлениям - Словакия, Румыния, Болгария и Литва. Остальные лоукостеры, изъявившие, по слухам, желание прийти на российский рынок, до сих пор не спешат приземляться в воздушной гавани Северной столицы. Как отметили в пресс-службе аэропорта, "с ними еще продолжаются переговоры, и говорить о конкретных планах пока преждевременно". Причин такой настороженности у зарубежных авиакомпаний может быть несколько.

Как известно, Wizz Air с 2017 года осуществляет прямые рейсы из Санкт-Петербурга в Будапешт, что свидетельствует о том, что венгерский лоукостер уже давно изучил особенности рынка авиаперевозок в Северной столице- в отличие от остальных игроков. Выработка экономической модели, переговоры, а также изменение маршрутной сетки - дело не быстрое, соглашаются эксперты.

Само введение режима седьмой свободы воздуха также накладывает на Пулково некоторые ограничения по пунктам отправления и назначения. Например, в девяти из 30 заявленных стран рейсы будут осуществляться в любые города, кроме столиц и крупных населенных пунктов. Так, компании смогут совершать перелеты во Францию, за исключением Парижа и Ниццы. В Италии лоукостерам будет запрещено летать в Рим и Милан. Здесь очевидны опасения авиаперевозчиков: станут ли популярны остальные направления? Куда еще летать во Францию, как не в Париж и Ниццу?

Российские авиаперевозчики также не встретили эту новость с одобрением.

- Фактически потенциальным зарубежным конкурентам облегчается доступ на российский рынок. Будет сложнее удержать пассажира, который летел в пункты в Европе, совершая пересадку в Москве, - отмечает Пантелеев.

На данный момент больше выгоды от введения режима получает Пулково, ведь некоторые рейсы (теоретически) Петербург все же сможет забрать у Москвы и других российских городов. Во-вторых, как сообщает пресс-служба аэропорта, планируется расширение инфраструктуры в рамках второй очереди проекта согласно мастер-плану развития аэропорта. И для расширения этого теперь есть почти все обоснования. Пулково получил статус международного авиахаба, что до недавнего времени было для аэропорта лишь мечтой.

Как проходит модернизация аэропортов в российских регионах

Как отмечают представители аэропорта, расширение международной маршрутной сети Северной столицы станет мощным стимулом для развития внутренних региональных перевозок. В свою очередь, это повысит трансферную привлекательность Санкт-Петербурга и создаст новые возможности для перелетов за границу через аэропорт Пулково не только для жителей города, но и для пассажиров из регионов Северо-Запада России и других пунктов внутри страны.

- С одной стороны, готовиться к росту перевозок нужно активно, не теряя времени. С другой - в буквальном смысле слова ни сегодня, ни завтра дефицита пропускной способности в Пулково не предвидится, - прокомментировал ситуацию Олег Пантелеев.

Таким образом, остается лишь надеяться, что, может быть, в этом году зарубежные лоукостеры примут окончательное решение относительно полетов в Санкт-Петербург. И несмотря на это, видимые результаты и тенденции к росту будут замечены уже к концу года. Однако даже российские низкобюджетники не торопятся осваивать новые рубежи. Авиакомпания "Победа", которая в прошлом году отказалась от выполнения международных рейсов из Пулково из-за длительных проверок погранслужбой, в 2020-м (несмотря на прогнозы) заявила о том, что не планирует возобновлять рейсы на международных направлениях летом этого года.

Авиатранспорт Санкт-Петербург Северо-Запад Аэропорт Пулково