"С учетом состоявшего обсуждения согласиться с предложением о целесообразности формирования указанной авиакомпании на базе АО "Авиакомпания "Аврора" и предложением ГК "Ростех" о передаче управления от АО "Аэрофлот" в госкорпорацию", - говорится в протоколе совещания. "Российская газета" ознакомилась с копией документа, его подлинность подтвердили в аппарате вице-премьера.
Совещание прошло 6 февраля, а до 20 февраля заинтересованные министерства и ведомства должны были проработать конкретные вопросы создания нового авиаперевозчика. В декабре 2019 года внести предложения по созданию авиакомпании правительству поручил президент России.
"Аврора" - дочернее предприятие группы "Аэрофлот". Ее акции передадут госкорпорации "Ростех". Варианты сделки должны предложить минтранс, минпромторг, минвостокразвития совместно с другими ведомствами.
Для новой авиакомпании сформируют маршрутную сеть региональных и местных перевозок на Дальнем Востоке. Должны быть обеспечены и авиаперевозки в труднодоступных районах. Этот вопрос был вынесен в отдельный пункт декабрьского поручения президента.
Дальневосточная авиакомпания получит субсидии, их объем пока неизвестен. Также нужно будет определить потребность перевозчика в воздушных судах по их типам и вместимости. Придется учитывать сформированную воздушную сеть, чтобы самолеты не простаивали и летали загруженными. Предполагается, что использоваться будут самолеты российского производства. В минпромторге "РГ" сообщили, что "производственные мощности российских предприятий авиапрома будут способны обеспечить потребность в авиационной техники создаваемой компании".
"Авиакомпания для того и создается, чтобы был рынок для российских самолетов", - говорит руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко. Вместо "Боингов" ей будут поставлять создаваемые сейчас в России самолеты МС-21, а также уже летающие "Суперджеты", добавил он.
Однако потребуется также обслуживать эти суда. По отзывам участников рынка, сейчас такие возможности ограничены. Некоторые "Суперджеты", которые закупили авиакомпании, простаивают из-за отсутствия сервиса. В поручении указано на необходимость создания центров по техническому обслуживанию и инженерно-техническому обеспечению.
С учетом роста курсов евро и доллара вопросы импортозамещения опять становятся крайне актуальными, что должно стимулировать выпуск запасных деталей для российских самолетов и создание сервисных центров, отметил замдиректора Института инженерной экономики и гуманитарных наук МАИ Даниил Квон. Иными словами, появление новой авиакомпании вынудит создавать и сервисные центры.
В итоге "Аврора" получит дополнительные деньги и отечественные самолеты, что даст ей преимущества на рынке, считают эксперты. Недаром на роль базовой авиакомпании для Дальнего Востока помимо "Авроры" претендовала также "Якутия": привлекали условия. Но в целом ситуация выглядит достаточно формальной, поскольку "Аврора" и так выполняет рейсы на Дальнем Востоке, подчеркивает Величко. Важно, чтобы пассажиры получили более широкую сеть маршрутов и приемлемые цены на авиабилеты, указывают эксперты.
В госкорпорации "Ростех" на вопрос "РГ" о порядке создания новой авиакомпании не ответили. Позже в госкорпорации сообщили, что решений по поводу создания дальневосточной авиакомпании на базе компании "Аврора" под управлением "Ростеха" нет. "Такой сценарий является нецелесообразным и не рассматривается", - отметили в пресс-службе госкорпорации.