Кто платить будет?
Согласно законопроекту, разработать проект ИБ сможет любой житель или группа жителей муниципалитета, органы территориального общественного самоуправления (ТОС), а также сельский староста. Если идея получит одобрение собрания местных жителей, муниципальная администрация должна будет рассмотреть ее в течение 30 дней.
Вообще-то инициативное бюджетирование, то есть вовлечение жителей в решение финансовых вопросов местного значения, развивается в нашей стране и без профильного закона. Согласно недавнему докладу федерального Минфина, механизмы ИБ используют 68 российских регионов. В позапрошлом году общая стоимость "народных" проектов составила 19,3 миллиарда рублей. Сводных данных за прошлый год еще нет, но, согласно прогнозам специалистов, эта цифра должна увеличиться.
Большую часть средств, направленных на реализацию общественных инициатив, составляют расходы бюджетов субъектов РФ. В 2018 году на долю регионов пришлось 10,5 миллиарда, муниципалитеты же вложили чуть менее трех миллиардов. Оставшиеся средства - это софинансирование федерального бюджета, граждан и юридических лиц.
Однако в законопроекте ставка делается на реализацию проектов за счет муниципальных бюджетов. Возможность привлечения регионального софинансирования присутствует - в виде конкурсов субъектов РФ. Но их организация не является для регионов обязательной.
- С одной стороны, это хорошо, что у субъектов РФ и муниципалитетов появится еще больше оснований выделять деньги на реализацию инициатив местных жителей, - комментирует ситуацию Галина Курляндская, генеральный директор негосударственного Центра фискальной политики, который семь лет изучает мировые практики в сфере открытости бюджета. - С другой стороны, некоторые регионы и муниципалитеты и сейчас очень активно поддерживают "народные" проекты, разрабатывая собственные, наиболее удобные для конкретной территории форматы взаимодействия с населением. Общие для всех регламенты, насаждаемые сверху, могут забюрократизировать этот процесс. При этом, если муниципалитет не желает развивать ИБ, он и после принятия законопроекта этого делать не будет. Документ обязывает местные власти рассматривать проекты граждан, но не обязывает финансировать.
Народная тропа
Один из примеров развития ИБ на уровне региона - вологодская программа "Народный бюджет", стартовавшая в 2015 году. Она реализуется в несколько этапов. Сначала вологжане разрабатывают общественно-полезные проекты, затем их утверждают на уровне местных администраций и собраний жителей, после чего муниципалитет направляет заявку в региональную конкурсную комиссию.
Популярность программы растет: пять лет назад в регионе воплотили в жизнь 66 проектов, в 2019-м - 818. В текущем году конкурсный отбор прошли 976 инициатив, на их реализацию областной бюджет направит 210 миллионов рублей.
Примеру региона последовали муниципалитеты. В прошлом году в Вологде начали выделять деньги органам ТОС. В 2019-м распределили 36 миллионов рублей, в 2020-м - 44 миллиона. В текущем году планируется реализовать 34 проекта вологжан. К примеру, жители улицы Клубова проголосовали за строительство дорожки длиной около километра от жилых домов к остановочному пункту.
- Это настоящая "народная тропа", по которой каждый день ходит множество людей, - рассказывает председатель ТОС "Клубова" Оксана Малеева. - Согласно проекту, она будет заасфальтирована, появится "ливневка".
Не навреди
Другой яркий пример - проект "Народный бюджет", стартовавший в 2016 году в Республике Коми. Он отличается большим количеством поддерживаемых направлений и сфер деятельности. Так, финансирование могут получить инициативы бизнеса.
- В сельском поселении Шошка в Княжпогостском районе предприниматель предложил местным жителям реализовать такой проект: он покупает дисковую борону и сдает ее в аренду по умеренной цене владельцам подсобных хозяйств, - приводит конкретный пример руководитель Проектного центра инициативного бюджетирования Коми Дмитрий Сизев. - Казалось бы, какое отношение бизнес-инициатива имеет к ИБ? Но для Шошки предложение очень актуально. Это сельскохозяйственный муниципалитет, который в 90-е годы остался без лошадей. Местным жителям попросту нечем пахать свои поля. На собрании присутствовали 70 человек, и проект поддержали практически единогласно. В этом и суть "Народного бюджета" - населению во многих случаях виднее, куда необходимо вкладывать средства, чтобы территория получила развитие.
Новый законопроект эксперт оценивает позитивно. По мнению Дмитрия Сизева, документ может подтолкнуть регионы, которые еще не используют механизмы ИБ, к разработке собственных "народных" бюджетов. Однако важно, чтобы законодательное новшество не навредило субъектам РФ, уже развивающим инициативное бюджетирование. Для этого необходимо дать региональным властям право расширять и дополнять порядок реализации "народных" инициатив, прописанный в законопроекте, утверждать собственные проектные направления и так далее.
Цифровой сервис
- В одном из районов, Ижемском, мы в прошлом году начали тестировать такой инструмент управления финансами, как бюджетные комиссии, - продолжает Сизев. - Суть в том, что отбор проектов на уровне района осуществляют не местные власти, а группа жителей, представляющих города и поселки. Это очень непростой механизм, чтобы его запустить, мы провели множество встреч, обучающих мероприятий. В текущем году начнем создавать бюджетные комиссии еще в двух районах. Очевидно, что многие регионы, особенно новички в вопросах бюджетного финансирования, еще долгое время не смогут пойти по такому пути. Но важно, чтобы новый законопроект не запрещал субъектам РФ создавать бюджетные комиссии, используя отработанные регламенты.
Крупные проекты, направленные на развитие ИБ, реализуются в нашей стране и на федеральном уровне. Так, Центр фискальной политики запустил в 2018 году портал "Интерактивный бюджет для граждан". Власти городских округов и муниципальных районов заводят там личные кабинеты, наполняют их информацией и взаимодействуют с гражданами. А местные жители благодаря цифровому сервису могут понять, как и на что тратятся бюджетные деньги, предложить свои варианты расходования, получить обратную связь. За два года участниками проекта стали 70 муниципалитетов.
- В 2018 и 2019 годах мы получали финансирование Фонда президентских грантов, - отмечает Курляндская. - В текущем году грант не выделили, нужно искать другое финансирование. Хотим расширить формат проекта, включив в него мероприятия по повышению квалификации муниципальных финансистов. Портал продолжает работать, мы предоставляем местным администрациям инструкции, заводим для них личные кабинеты, при необходимости консультируем. Для муниципалитетов, которые никогда ранее не занимались бюджетным финансированием, наш цифровой сервис может стать хорошей стартовой площадкой, особенно в свете обсуждения нового законопроекта.