Любой водитель знает: чем дальше от центра, тем хуже дороги. Деревня 1-я Вышняя Замарайка находится на самой границе Орловской области, и дороги здесь соответствующие. Сперва на шоссе появились заплатки, потом выбоины, затем покрытие стало походить на такыр. Наконец, разбитый асфальт скрылся под жидкой грязью. Ехать пришлось осторожно - спокойная черная гладь таила ямы. До места назначения - четыре километра, подсказал навигатор в телефоне.
Дорога закончилась у фермы, в воротах которой застрял утонувший по ступицы трактор. Связи нет, сообщил навигатор и отключился. Вокруг не было ни души. Я достал из багажника резиновые сапоги и пошел к воротам. На меня равнодушно глядели коровы. На крик вышел скотник и показал незаметную за кустами узкую черную колею. С сомнением посмотрел на заляпанную грязью "Шкоду" и сказал: "Проедете, там подсыпали".
Мы проехали - в грязи действительно попадались желтые кругляши щебенки. Как рассказали местные, на днях к Давиденко приезжал важный чин из Следственного комитета: перед его приездом в самых гиблых местах подсыпали гравия, а после отъезда добавили еще. Голубой домик, в котором живет Кристина с родителями, - первый у дороги. В большой луже плескались утки, за сараем грелись на солнышке куры, из-за другого донесся заливистый лай. Старший брат Кристины - заядлый собачник.
Первоклассница с красивыми черными глазами улыбалась от смущения. "В школе нравится, математику люблю", - выдавила она. Родилась Кристина сильно недоношенной, врачи поставили диагноз ДЦП, и все в ее жизни пошло с запозданием: поздно села, поползла, в первый класс пошла в восемь лет. Ходит девочка с большим трудом, раз в три месяца ее возят в Орел на физиотерапию, ежегодно приезжают медики из Воронежа - снимать мерку для нового корсета. Их в Замарайку тоже доставляют на лошади.
У Кристины сохраненный интеллект, и ее мама резонно настаивает на том, чтобы она училась в обычном классе.
- Ей нужно общение, социализация. Нам предлагали домашнее обучение, но мы отказались - как к нам учительница доберется? Если не знают, как нас возить, зачем в школу принимали? Им же известны наши обстоятельства, мы на подготовку ходили, - заметила Марина Давиденко.
В Замарайке десяток школьников, и все они попадают в страну знаний, как Кристина, - кто идет полтора километра до фермы пешком, других подвозят родители. Есть машина и у отца Кристины, но он работает вахтовым методом в Москве.
- Подъезжай, ба, - скомандовала Марина, и ее мать пошла запрягать Ворона, старого коня, купленного еще дедушкой первоклассницы. Девочку затянули в сложный корсет, одели, мать взяла ее на руки и вынесла на улицу. У крыльца остановилась качалка, легкая двухместная тележка на жигулевских колесах. Пока не сошел снег, Ворона запрягали в сани, а когда дорога подсохнет, Кристину станут возить к школьному автобусу на мотоблоке.
"Макашов сказал: никто вам ничего делать не будет", - комментирует Марина. Борис Макашов - глава районной администрации. Жители Замарайки давно не ждут милостей от природы. Много лет они добивались газификации. Когда в 2010 году заветные желтые трубы протянули наконец по деревне, стали хлопотать о ремонте дороги. Пока решительного успеха добиться не удалось: тот щебень, который после многократных обращений подсыпают местные власти, бесследно исчезает в черноземе. Вдобавок на пути из деревни есть мостик через ручей - он в таком состоянии, что одним щебнем не обойдешься.
Ситуацией, в которой оказалась семья Давиденко, заинтересовался Следственный комитет РФ. "Проводится проверка", - сообщила представитель ведомства Юлия Дорофеева.
"Если и следователи не помогут, остается один путь - пробиться на прямую линию с президентом. Там волшебным образом решаются все проблемы", - заключают Давиденко.
Но хочется верить, что и без звонка в Кремль орловские власти найдут возможность отремонтировать дорогу в дальнем селе, чтобы юная гражданка России могла получать образование, гарантированное ей Конституцией.
Светлана Гудкова, руководитель Должанского районного отдела образования:
- Мы со своей стороны сделали все, что могли. Обеспечили девочке доступную среду в школе, оборудовали для нее санитарное помещение, осталась только проблема с доставкой. Дорога к дому Кристины не соответствует ГОСТу, там еще и мост, по которому школьный автобус не имеет права ездить. Дорога принадлежит муниципалитету, денег на ремонт у него нет. Мы обратились в областное правительство с просьбой выделить средства на ремонт дороги. Ответа пока нет.