"Я счастливый, я при жизни узнал, как ко мне относятся люди", - смахивая соль с глаз, говорит Михаил Эдуардович.
Школа и "Шпона"
У него детская улыбка и глаза мудреца. Тихий голос, точные, скупые жесты, очки, рыжая щетка усов.
- Детей надо любить! Без этого в школе работать трудно, - отчетливо, как приказ, произносит Михаил Скобенко, директор школы из приморского поселка Новый.
Помолчав несколько секунд, он добавляет, что самые несчастные на свете - это учителя, которые не любят детей.
Мишу Скобенко, сына сельских агрономов, учителя любили. Он никогда не ходил в отличниках, учился средне-крепко, мог запросто схватить двойку. Мальчишка был спортивным, в классе отвечал за легкую атлетику.
Михаил стал учителем благодаря своей любимой учительнице биологии и химии. Говорит, что именно из-за восхищения Марией Ефимовной Нижник он и поступил в педагогический.
Один из первых уроков в своей школе он усвоил на всю жизнь. Старшеклассники играли в карты на задней парте и не обращали ни малейшего внимания на интеллигентные замечания обескураженного "химика". Михаил Эдуардович пригласил в класс опытного завуча, которая с порога бахнула: "Мальчики, прекратите! Видите, учитель с вами ничего не может сделать!.."
После этого урока молодой учитель никогда не обращался за помощью к старшим коллегам.
Ровно двадцать пять лет назад учитель Скобенко придумал и организовал школьную команду КВН "Шпона", с буквой "о" в середине слова.
Всю эту четверть века команда остается брендом кавээновского движения Приморья. Сотни соревнований, десятки побед. Главная из которых заключается в том, что школьники нескольких поколений благодаря клубу стали не только находчивее и веселей, но и более дружными, раскрепощенными, любознательными и... серьезными.
- КВН - это замечательное средство для личностного роста. Это удивительный организм единения, когда старшие помогают младшим, - говорит Михаил Скобенко.
Он никогда не кричит на своих учеников, убежден, что разговор на повышенных тонах унизителен для кричащего.
Но может тихим словом проникнуть в самый потаенный уголок души.
Учитель не помнит, когда за ним прикрепилось теплое прозвище Батя. Но знает, что давно. На вопрос, откуда оно взялось, пожимает плечами.
"Я видел Бога..."
Очередной медосмотр стал для него жизненным водоразделом. Врач, осмотрев гортань Михаила Эдуардовича, заподозрил неладное.
Опасения подтвердились: рак в третьей стадии. Врачи ему сказали честно: если не бороться, жить осталось месяца три, не больше.
- Я был готов смиренно принять это. Не хотелось только боли и мук. Но нашлись люди, которые захотели, чтобы я жил, - говорит Михаил Скобенко.
Ученики его родной школы, узнав о диагнозе своего Бати, стали биться за спасение.
Флэшмобы в соцсетях с говорящим названием "Батя, живи!" не оставили равнодушными многих. Дети проводили концерты, деньги с которых шли на спасение жизни любимого учителя. Всколыхнулись несколько поколений учеников Михаила Скобенко, живущих от Канады до Находки. За несколько месяцев собрали более семи миллионов рублей.
Он прошел длительное и тяжелое лечение в одной из клиник Сеула. Прошел все этапы тяжелой войны со смертельной опухолью. Химиотерапию, сложную хирургическую операцию и тяжелый курс лучевой терапии.
Однажды к нему в Корею прилетела двухлетняя внучка. Там она косолапила по больничному коридору, держась за палец слабого от болезни деда. Именно в одну из таких прогулок девочка впервые произнесла слово: "Люди".
Воистину, устами младенца глаголет истина!..
Он утверждает, что во время болезни видел Бога.
- Явно видел, как по пустыне от меня уходил поезд, я за ним торопился и успел. А еще было много-много света, и этот свет мне сказал, что я должен помочь еще как минимум четырем людям в этой жизни, - глядя на меня, говорит Михаил Скобенко.
Спустя время после болезни он понял, кто эти четыре человека. Это его трое внуков, а четвертый тоже внук, у его сына скоро должен родиться мальчик...
Ему, курильщику с многолетним стажем, врачи оригинально ответили на вопрос, можно ли курить: "Можно, но в вашем случае это будет недолго".
После этой фразы как отрезало!..
Когда он вернулся домой выжившим победителем, его встречали сотни радостных глаз.
- Один мальчишка подошел ко мне на улице, обнимает и говорит: "Михаил Эдуардович, я так рад, что вы живой", - смахивая слезы, вспоминает директор школы.
Пережитая беда заставила его многое пересмотреть в жизни. Когда заглянешь смерти в зрачки, то и сама единственная жизнь, и люди вокруг видятся совсем по-другому.
- Я чувствовал очень много искренней радости за мою победу, но я видел и разочарование во взрослых глазах. Не все радовались, что я остался живой. Таких глаз было мало, но они были, - тихо замечает Михаил Скобенко.
Он убежден, что остался живым не только благодаря качественной медицине, колоссальной материальной поддержке, но в первую очередь благодаря любви своих учеников.