Камень вместо моста
В Костроме в конце марта прошел круглый стол, посвященный проекту строительства второго моста через Волгу. С тем, что резервная переправа нужна региону как воздух, согласны все жители. Еще в 2013 году обследование единственного моста, который построили в 1970-м, показало, что он работает с колоссальной перегрузкой и нуждается в ремонте.
В 2012 году прежний костромской губернатор Игорь Слюняев торжественно заложил в Костромском районе камень в основание будущего моста близ деревни Середняя. Однако возвести переправу не удалось. Выяснилось, что стоимость постройки сопоставима с объемом годового бюджета региона. Договориться о выделении федерального финансирования на проект администрация Слюняева не смогла.
Летом 2017 года единственный автомобильный мост через Волгу в Костроме начали ремонтировать, и это создало много проблем жителям Костромы и водителям транзитного транспорта, проезжающим по автодороге Москва - Кострома - Киров - Пермь. Город встал в многокилометровых пробках. Перебираться из левобережной в правобережную часть Костромы стало очень сложно: нередко на преодоление моста длиной чуть более километра у автомобилистов уходило свыше двух часов.
Возмущенные транспортной проблемой, в июне 2017-го костромичи создали общественное движение "Новый мост Костроме". Через полтора года федеральные власти признали необходимость постройки в Костроме второй переправы, и проект включили в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России до 2024 года.
Лось упрется в туннель
В 2019 году в Кострому приехала группа геодезистов и проектировщиков, чтобы выбрать место строительства нового моста. Специалисты отметили, что разработанный десять лет назад проект пришлось отклонить из-за сложностей с переносом объектов инфраструктуры, среди которых оказались магистральные газопроводы.
В феврале 2020 года проектировщики представили костромичам новый проект участка федеральной автодороги М-8 с обходом Костромы и мостом через Волгу. В отличие от предыдущего он предусматривает возведение моста более высокого класса с четырьмя полосами движения вместо двух. Обход будет начинаться на ярославской трассе у поселка Зарубино, пересекать Волгу между поселком Минское, деревней Становщиково и местечком Козловы Горы, а далее через леса Сумароковского государственного природного лосиного заказника выходить на судиславскую трассу близ деревни Пустошки.
В администрации Костромского муниципального района, через земли которого в основном пройдет дорога, документ в целом одобрили. Однако среди местных жителей новое место строительства моста вызвало разногласия.
Одни посчитали, что переправа слишком сильно удалена от города и мост необходимо строить ближе. Другие возмутились тем, что магистраль проложили через территорию Сумароковского заповедника и ее постройка приведет к уничтожению более ста гектаров леса, ценных видов растений и птиц. Экологи посчитали, что прокладка трассы через заповедник нарушит пути миграции лосей из Сумароковского заказника, а местных жителей лишит привычных мест рекреации.
- А ведь здесь единственная в стране лосеферма, это наш бренд. Как лоси перейдут через дорогу? Они по туннелю не пойдут, - посетовала жительница поселка Минское Нина Жалина.
Дело жизни - под снос?
Особую тревогу селян вызвало грядущее уничтожение высаженной ими в 2015 году рощи из тысячи дубов. Узнав о планах по переносу границ объездной дороги, жители поселка Минское написали открытое письмо губернатору региона Сергею Ситникову, в котором потребовали изменить вектор дороги, проходящей в непосредственной близости от их жилья.
- Когда в прошлом году в наши места приехали геодезисты, они долго изучали реку и подступы к ней. А потом выставили метки в десяти метрах перед моим домом и в десяти метрах за ним. О том, что трасса пройдет прямо по моему участку, я узнала из СМИ, - волнуется жительница местечка Козловы Горы Мария Смирнова.
Вместе с ней мы обходим поселок и прибрежную территорию. Костромичка очень подавлена.
- Я строила этот дом своими руками десять лет, здесь живут мои дети. Работала на трех работах, влезла в кредиты. Столько денег и сил в эту стройку вложила! Мой муж - участник боевых действий, ликвидатор аварии на ЧАЭС, инвалид второй группы. Если дом снесут - куда нам идти? Альтернативного жилья рядом нет. Неужели нас выселят на улицу? - вздыхает она.
Соседи Марии переживают за свои огороды, которые могут оказаться в санитарно-защитной зоне трассы. А жители соседней деревни Становщиково волнуются за детей, которым в случае строительства дороги придется добираться в школу, в Минское, через скоростную магистраль.
"Вот, посмотрите: это - детский противотуберкулезный санаторий. Здесь живут и учатся школьники с ослабленным здоровьем, с проблемной пробой Манту. Им для восстановления нужен чистый сосновый воздух. А если рядом пройдет трасса - чем они будут дышать?" - спрашивают жители Минского.
На инициированные экологами общественные слушания по проекту строительства дороги в Костроме собралось около 40 человек. Как рассказала сопредседатель экодвижения "Во имя жизни" Валентина Ямщикова, на встречу общественники приглашали проектировщиков, областных и районных чиновников. От них они ожидали выступлений с докладами, однако те приглашение проигнорировали. Единственным представителем власти на мероприятии оказался глава Середняковского сельского поселения Игорь Поляков. Он рассказал, что трасса очень нужна, так как сейчас весь транзитный транспорт, который на 70 процентов состоит из большегрузов, проходит через Кострому.
- Да, трасса затронет поля и частично леса, но другие варианты еще хуже. И ее нельзя отодвигать дальше от города, чтобы этой дорогой могли пользоваться костромичи. Это разгрузит существующий мост, - отметил глава поселения.
"Мы не против объездной дороги, но давайте не нарушать благополучие людей и экологию", - возразили жители поселка Минское.
Пришедший на встречу заместитель председателя областной Общественной палаты Владимир Булатов предложил создать инициативную группу, чтобы детально обсудить с проектировщиками возможные альтернативы прокладки трассы.
Константин Чупров, начальник ФКУ Упрдор "Холмогоры":
- На предварительных обсуждениях проекта в феврале текущего года проектировщики представили свои предложения и собрали мнения глав сельских поселений, депутатов и жителей. Всего рассматривалось три варианта трассы объекта, и после их технико-экономического сравнения предложенный проект был признан лучшим. Трасса М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск вокруг Костромы пройдет в обход земельных участков, которые отнесены к рекреационным зонам в соответствии с генпланом Минского сельского поселения, и на достаточном удалении от жилья. Что касается единственного жилого дома, попадающего под полосу строительства, то в соответствии с требованиями законодательства его владельцу предусмотрена полная компенсацию всех убытков и издержек.