Как мы видели на фестивале, в нашем кино теперь часто имитируют чеховскую атмосферу: прекрасная праздность, тихие воды пруда под террасой, прозрачные кроны деревьев, как бы необязательные реплики расслабленных персонажей... Ностальгируют по гениальному девизу чеховского искусства: "люди пьют чай, а в это время...".Только в этом конкурсе как минимум три картины напоминали о Чехове - впрямую ("Конец сезона") или косвенно ("Воскресенье", "Выше неба").
"Выше неба" Оксаны Карас - драма отношений в семье, давшей трещину. Первое, что в ней покоряет, - работа оператора Сергея Мачильского, его поэтическая камера одинаково нежно касается и сияющей на солнце листвы, и женской плоти, которой в картине много. Вместо барской усадьбы - старомодный подмосковный санаторий, вместо философствующих интеллигентов - семья известного режиссера-аниматора: жена и дочка, которая больна пороком сердца и живет под неусыпным контролем бдительной матери. Идет необязательный девичий треп на пленэре - и здесь новая волна "женского кино" являет себя со всей ранее недоступной экранам откровенностью. Люди пьют колу, а в это время... Проявляются тайные семейные проблемы: супруги давно охладели друг к другу, жену воодушевляет только идея охраны семейного очага, а муж смотрит на хорошенькую подругу дочки. В реке обнаруживается труп, а в лесу - юноша-парапланерист с мрачной тайной...
Не буду спойлерить, хотя в этой картине важнее не то, что происходит, а то - как. Там есть даже криминальная подкладка, которая заставит поволноваться за героев. Оксана Карас делает фильм и отважно, предлагая непривычную (иногда необязательную) меру интима, и старомодно - не обращая внимания на возрастные несовпадения, как в фильмах 50-х, отчего девочек-подростков пубертатного периода играют вполне сформировавшиеся актрисы. Впрочем, опыт старого кино и театра доказал возможность и даже плодотворность такого метода: искусство полно условностей, и юношу Гамлета редко играет актер моложе сорока.
Картина чувственна и, что называется, атмосферна: ее смотришь - как музыку слушаешь. Такое кино нечастый гость на наших экранах, и режиссер Оксана Карас, не так давно стартовавшая как раз на фестивале "Дубль дв@", полюбилась зрителям именно потому, что пишет свои акварельные картины тонкой кистью, и ее почерк не похож ни на какой другой.
"Топливо"
От этой фильмы с меня сорвало ветром крышу. С первых кадров повеяло ураганным энтузиазмом 20-х - 30-х гг. Веяло кинокамерой Дзиги Вертова, ожили в памяти гимнические восторги Андрея Платонова, славящего пришествие Машины, и строчки Лебедева-Кумача "Ой вы, кони, вы, кони стальные". Мелькнула горделивая мысль: уж не к 90-летию ли пионера советского тракторостроения Фордзона затеяно кино? Но очень скоро явилось леденящее прозрение и пронзило мистическим ужасом. Машине, предназначенной выдать солярку для трактора, оказывается, самой требуется топливо. Догадываетесь какое!? Да-да-да! Это - плоть и кровь живых существ. Ветры поменяли направление, понеслись клочки по закоулочкам, задуло зловещим: от "Войны миров" Герберта Уэллса до "Кровавой езды" Дэвида Стрейтона. И вот ведь какое дело. Машина-молох, машина-вампир, она ко всему прочему завораживает и гипнотизирует свою жертву. И вот уже в этой жертве я узнаю себя - жертву цивилизации и подопытного крыса ее находок, вплоть до онлайн-общения, которым я и занимаюсь в настоящий момент. А-а-а!!! 10 из 10.
Иван Лидийский-Блоувер
"Его дочь"
Второй день не отпускает этот фильм. Перед глазами лица героев, пытаюсь понять, что в них такое, что невозможно забыть. При внешней простоте - потрясающая глубина, тайна, нечто божественное. Фильм какой-то магический. Невозможно оторваться с первых минут. В нем все совершенно - это подлинное произведение искусства. Музыка - нечто особенное. Актеры не играют, а живут. Даже не хочется анализировать все составляющие фильма, - в душе и памяти остался цельный образ. Хочется сказать слова восхищения и благодарности режиссеру Татьяне Эверстовой! И композитору Жири Эгеру!
Ольга Анатольевна
"Битва"
Непривычный для фестиваля формат у этой картины. Стопроцентно кассовое кино. Молодежный сюжет, модная музыка, блеск, гламур, тачки, преодоление себя, дружная команда единомышленников, дети с проблемами слуха, и все счастливы в концовке, даже прожженный воротила шоу-бизнеса. Качественно сделанная работа, рассчитанная на большую зрительскую аудиторию. И снова остается руки разводить: ну как этот фильм в массовой прокат не попал? Ни на йоту не уступая, на мой взгляд, миллиардному "Холопу".
Николай Челноков