В начале 2018 года в макрорегионе, занимающем более трети территории страны, всего около 35 процентов населенных пунктов имели отделения банков, либо их жители могли пользоваться всем набором финансовых услуг через интернет, банкоматы и электронные терминалы. Для пяти процентов (небольшие отдаленные села и деревни) эти услуги были практически недоступны, для остальных - доступны частично.
Стратегия повышения финансовой доступности в России (на 2018-2020 годы) заставила региональные и федеральные банки активно развивать дистанционные сервисы и мобильные приложения. Изменения, произошедшие за два года, впечатляют: на обновленной карте финдоступности ДФО почти исчезли "красные" зоны, означающие практически полное отсутствие банковских услуг. Теперь этим цветом помечены населенные пункты с недостаточным уровнем сервиса. В некоторых регионах, например, в Еврейской автономии, Магаданской области и Чукотском АО "красные" зоны пропали полностью, хотя на отдельных территориях (Якутия, Камчатка, северные районы Хабаровского и Приморского краев) они еще сохранились.
Этому во многом способствовало устранение цифрового неравенства, ведь дистанционные банковские услуги невозможны без качественного интернета. В настоящее время доступом к нему обеспечены 87 процентов населенных пунктов Дальнего Востока. Это позитивно отразилось на финансовой доступности, несмотря на продолжающееся сокращение количества отделений банков, прежде всего в населенных пунктах с низкой численностью населения. В то же время почти во всех отделениях Почты России по стране, в том числе на Дальнем Востоке, появились отделения "Почта-банка" и терминалы для приема и выдачи наличных денежных средств.
По данным Дальневосточного главного управления Банка России, в 2019 году количество электронных терминалов на Дальнем Востоке (без учета данных по Забайкалью и Бурятии) превысило 140,8 тысячи единиц. Около трети всех банковских офисов, банкоматов и терминалов сосредоточено в самом густонаселенном регионе - в Приморье. 90 процентов населенных пунктов края обеспечено доступом к интернету, а значит, возможностью пользоваться финансовыми услугами дистанционно. Количество банковских терминалов увеличилось за минувший год до 39 тысяч (на 37 процентов). В 26 населенных пунктах на кассах сельских магазинов установлены платежные терминалы с возможностью снятия наличных денег, их сеть будет расширяться. Такая же работа активно идет и в других субъектах.
- Приморье отличается от других регионов округа лучшей инфраструктурой и транспортной доступностью. В целом для Дальнего Востока характерно большое количество населенных пунктов с численностью жителей меньше 250 и даже 100. Тем не менее финансовая доступность в округе повышается благодаря дистанционным банковским продуктам, - отметил начальник Дальневосточного главного управления Банка России Сергей Белов.
Дальневосточники совершили в 2019 году около миллиарда безналичных операций, в том числе более 340 миллионов - в Приморье. Этот показатель в крае вырос наполовину (в среднем по ДФО рост составляет 41 процент). Одна из причин всплеска - запуск безналичных платежей в общественном транспорте Владивостока. В то же время на четыре процента уменьшилось число операций по получению приморцами наличных средств.
- Повышение доступности финансовых ресурсов для населения улучшает качество жизни и помогает развивать малый и средний бизнес. У нас осталось три населенных пункта - в Тернейском, Дальнереческом и Лазовском районах, где есть проблемы с интернетом, поэтому банкам зайти туда тяжело, и только "Почта-банк" восполняет этот пробел, - рассказала министр экономического развития Приморского края Наталья Набойченко.
Все больше дальневосточников, в том числе люди старшего возраста, используют в повседневной жизни безналичные технологии. Дает плоды программа повышения финансовой грамотности населения, проводимая Банком России с 2008-го. Только в минувшем году в ДФО прошло 364 мероприятия в рамках этого проекта.
Сейчас банковская система России проходит проверку на прочность и доступность в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Жителям страны рекомендовано не выходить лишний раз на улицу. И даже те, кто привык по старинке ходить в банк, вынуждены задуматься об освоении цифровых технологий. Ведь очень многое можно сделать дистанционно в личном кабинете или в мобильном приложении: оплатить услуги ЖКХ и связи, штрафы, покупки. Можно заказать карту, перевести деньги через систему быстрых платежей по номеру мобильного телефона, даже если у отправителя и получателя счета в разных кредитных учреждениях.
Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБР:
- Финансовый рынок - это не только отношения между экономическими агентами, а прежде всего отношения между людьми. Именно поэтому в центре стратегии Банка России на первом месте стоит способность российского финансового рынка делать жизнь людей лучше, создавать благоприятные условия для функционирования бизнеса и поддерживать экономический рост. Мерилом качества развития рынка в конечном счете является степень удовлетворенности граждан финансовыми продуктами и услугами.