За прошлую неделю средняя розничная цена на бензин АИ-92 снизилась на 4 копейки, до 43,04 рубля за литр. Сильнее всего подешевел он в Хакасии (-55 копеек). Средняя розничная цена на АИ-95 снизилась на 3 копейки, до 46,10 рубля за литр. Здесь лидером стал Дагестан (-34 копейки). На летнее дизельное топливо средняя цена в рознице выросла на 59 копеек, до 46,96 рубля за литр.
Кивать на падающие котировки нефти и стоимость бензина в Европе бесполезно. Цены на российских АЗС почти не зависят от котировок нефти. Их влияние нивелирует действующий сейчас демпфирующий механизм, который работает как на доплату нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) в случае высоких цен на нефть, так и на изъятие дополнительных доходов в бюджет в случае низких котировок.
"В условиях конкуренции на топливном рынке сети АЗС могут снижать цену в пределах нескольких копеек, что и происходит, но такого падения стоимости топлива, как в Европе, даже несмотря на заполненность резервуаров и падение спроса, мы не увидим",- считает аналитик "Финам" Алексей Калачев. По его мнению, для того чтобы розничные цены на автомобильное топливо двигались за нефтью, нужно серьезно корректировать параметры демпфирующего механизма. "Но вряд ли сейчас, когда нагрузка на бюджет из-за необходимости бороться с эпидемией возрастает, минфин пойдет на такие изменения. Доходы бюджета от нефтегазовой отрасли и без того упали",- уточнил Калачев.
При этом, как пояснил генеральный директор ИГ "Петромакрет" Иван Хомутов, оптовые цена на бензин уже упали за 15-17 апреля на 9% относительно конца прошлой недели (10 апреля). Следствием этого стал необычный перекос: по состоянию на 17 апреля средняя по стране цена НПЗ на бензин АИ-92 составляет 36 762 рублей за тонну. При поставке на российский рынок с нее НПЗ должен заплатить практически ту же величину налогов - 36679 рублей (из них 6127 - НДС, 12752 - акциз, 17 800 - отрицательный "демпфер"). Иными словами при текущем уровне цен на бензин в опте у нефтяников посредством налогов изымается вся выручка от его реализации.
Это падение и этот перекос не являются следствием падения цен на нефть. Они являются следствием несбалансированности спроса и предложения бензина на оптовом рынке России. На фоне принятия карантинных мер в стране из-за распространения коронавируса спрос на бензин сильно просел, а нефтяники не успели привести в соответствие этому спросу предложение продукта, которое по-прежнему велико. В результате на рынке образовался профицит, который и давит на цены. Если бы этого профицита не было, оптовые цен были бы выше текущих примерно на 9 тысяч рублей за тонну.
Иван Хомутов подчеркнул, что вертикально-интегрированные нефтяные компании свои убытки в опте перекрывают очень высокой прибылью при торговле в мелком опте и рознице. Так по состоянию на 17 апреля чистая маржа нефтебаз при торговле АИ-92 составляет 6 800 рублей за тонну (при нормальном уровне около одной тысячи рублей), а АЗС - 3,5 рубля за литр (при нормальном уровне около рубля за литр). "Но в сумме по всем каналам сбыта топлива (опт, мелкий опт, розница) никаких сверхприбылей не образуется. То есть розничные цены находятся на вполне нормальном уровне и пока не имеют явных перспектив к заметному снижению", - считает Хомутов.