22.04.2020 20:50
ХМАО

Авиаперевозчики столкнулись с проблемой возврата денег пассажирам

С обрушением спроса авиаперевозчики столкнулись с проблемой возврата денег пассажирам
Текст:  Анатолий Меньшиков (ХМАО)
Российская газета - Экономика УРФО: №89 (8143)
Авиакомпания "ЮТэйр", входящая в пятерку крупнейших авиаперевозчиков РФ, но понесшая за прошлый год рекордный для отрасли убыток в размере 14,4 миллиарда рублей, столкнулась с требованием многих пассажиров и Роспотребнадзора вернуть деньги за неиспользованные невозвратные билеты.
Читать на сайте RG.RU
Где авиакомпании содержат самолеты во время вынужденного простоя

Такие билеты, как известно, существенно дешевле обычных, а покупатели сознательно берут на себя риск финансовой утраты в случае отказа от полета. Веских правовых оснований для того, чтобы авиакомпания согласилась возместить их стоимость, мало. Однако коронавирус стал всеобъемлющим форс-мажором и на земле, и в воздухе. Многие жители Югры попали в ловушку, загодя приобретя билеты, и теперь последовал вал обращений к перевозчику: "Мы не виноваты, компенсируйте расходы". После отказов жалобы посыпались в окружное управление Роспотребнадзора.

По мнению его руководителя Майи Соловьевой, требования обоснованные. В данной ситуации следует руководствоваться положениями статьи 151 ГК, в которой говорится о существенных изменениях обстоятельств договора о воздушной перевозке. Если компания продолжит упорствовать, надзорный орган подаст коллективный иск. Губернатор Югры Наталья Комарова тоже полагает, что перевозчик, базирующийся в автономии и получивший мощную господдержку из бюджета, должен пойти навстречу людям. Уж если не путем прямого перечисления денег, так хотя бы опосредованной компенсацией - начислением миль, предоставлением ваучеров на будущие полеты.

Как авиакомпании решают проблему коронавируса

Между тем "ЮТэйр" еще не успела вернуть деньги (в общей сложности свыше 650 миллионов рублей) всем покупателям возвратных билетов - за март около 100 тысяч человек. В этом же месяце "остались на земле" порядка 60 тысяч пассажиров с невозвратными билетами. Гендиректор компании Андрей Мартиросов настаивает: надо дождаться решения на федеральном уровне. Ради него "ЮТэйр" вместе с "Уральскими авиалиниями" и "Аэрофлотом" (все они включены в национальный реестр системообразующих предприятий) обратились с письмом в правительство РФ. Проблемы у перевозчиков общие.

Заметим, что сейчас все тарифы только возвратные и обменные. Ну а экономические потери день ото дня растут. В апреле, по словам Мартиросова, пришлось впятеро сократить количество рейсов. Лайнеры порой заполнены на четверть или на треть - в целом падение пассажиропотока десятикратное. Половина воздушных судов законсервирована до возобновления нормального авиасообщения в стране и мире.

Между тем

В 2019 году "ЮТэйр" перевезла свыше 7,7 миллиона человек. Согласно финансовому отчету компании размер убытков увеличился в 3,3 раза по сравнению с предыдущим годом. Краткосрочные обязательства превысили оборотные активы почти на 48 миллиардов рублей.

ХМАО Урал и Западная Сибирь