Случайная находка
Переехав два года назад в село Таптыково Уфимского района из Белорецка, Наиля Семичева устроилась на работу в местную библиотеку. Разбирая фонд, обнаружила пачку неподписанных фотографий участников войны. Будучи активным человеком, который все доводит до конца, Наиля решила установить их имена и узнать о боевом пути.
Вряд ли она тогда могла предположить, что эта случайная находка положит начало бурной деятельности, в которую включатся сотни людей, а результатом станет фильм и несколько книг.
Таптыково находится под Уфой, и многие горожане построили здесь коттеджи и приобрели загородные дома. Но "деревенский костяк", к счастью, сохранился. Это потомки фронтовиков и тружеников тыла. Их предстояло обойти, расспросить, чтобы выяснить, кто же запечатлен на тех снимках.
За исследовательскую работу с воодушевлением взялись волонтеры, участники краеведческого общества, которое сложилось на базе библиотеки. Самому старшему из них 67, а младшему, точнее, младшей - Насте Титовой - всего 13.
Волонтера "серебряного возраста" Людмилу Павлову знает и уважает все село. Она много лет работала воспитателем и музыкальным руководителем в детском саду.
- У нас дома все документы и фотографии родных аккуратно хранятся в альбомах, в папках и передаются из поколения в поколение. Мой свекор Василий Николаевич Павлов воевал, он был командиром минометного расчета. Его братья тоже фронтовики. Они неохотно говорили про войну. Только если какой-то повод появлялся. Например, свекор однажды подошел к пианино и говорит: "Я на таком играл, когда лежал в госпитале". После его смерти я записала все, что он рассказывал и часто перечитывала. Вот и подумала, что раз мне хочется вспоминать о своих близких, то и другим наверняка тоже. И решила я обойти бабушек, расспросить их об отцах и дедах, не выгонят же? - поделилась Людмила Терентьевна. - И знаете, никто не отказал. Только вот фотографий осталось мало, у некоторых всего одна, переснятая с документа, у кого-то и такой нет. Их берегут как огромную ценность, реликвию.
На фронт из Таптыково ушли 387 человек, а вернулись всего 128. Никого из них уже нет в живых. Общение с односельчанами на тему войны оказалось не таким простым, как представлялось. У кого-то не осталось ни единого документа - сгорели при пожаре, кто-то не очень охотно шел на контакт. Тем не менее удалось составить список таптыковских фронтовиков и тружеников тыла, занявший 108 страниц.
- Мы предполагали сделать "Книгу памяти" электронной, но потом подумали: мало кто из пожилых людей пользуется компьютером, а значит, и не увидит. Нужна бумажная книга. Мы нашли типографию, там напечатали небольшой тираж, - рассказала Наиля Семичева.
Ожившая память
Электронный вариант стал основой для фильма, подготовленного ко Дню Победы. На экране под песни о войне в исполнении профессиональных и самодеятельных артистов проплывали имена и фотографии сельчан. 20-минутная лента произвела эффект, на который создатели даже не рассчитывали. Взрослые, увидевшие родные лица, плакали, а дети спрашивали: "Правда, что прадедушка был на войне, а прабабушка пахала землю?"
- Оказалось, что это нужно всем. И не надо ни медалей, ни благодарности - достаточно увидеть такую живую реакцию, - рассказала Наиля Семичева. - В Таптыково живут удивительные люди, добрые, отзывчивые. Среди них я чувствую себя как в семье.
Фильм разбудил в душе то, что ждало выхода годами. В библиотеку потянулись люди - жители Таптыково и других окрестных сел - Осоргино, Преображеновки, Кипчака, Глумилино и Дебовки. Приезжали уроженцы этих сел, давно перебравшиеся в Уфу. Они приносили фотографии своих родственников, письма, похоронки, рассказывали о них и просили включить в книгу. У кого-то не было никаких документальных свидетельств, только воспоминания.
- Мой отец Петр Николаевич Яковлев участвовал в революции, советско-финской войне, - рассказал Иван Яковлев из Лекаревки. - В 1941-м его на фронт не взяли, а отправили на работу шорником, изготавливать хомуты. Но он отказался и ушел добровольцем. В 1942-м году пропал без вести. У нас не осталось ни одного снимка отца. Я хорошо помню односельчан, вернувшихся с победой. Среди них Петр Алексеевич Андриянов - пулеметчик, награжденный орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени, Михаил Иванович Федоров - разведчик, награжденный орденом Красной Звезды, Алексей Егорович Ермолаев, кавалер двух орденов Красной Звезды. Горжусь тем, что лично их знал, общался с ними.
Материал для второго издания "Книги памяти" собрали всем миром довольно быстро. Многие факты нужно было уточнить - в документах встречались разночтения в именах и географических названиях. И тут на помощь пришла опытный поисковик из соседнего села Нижегородка Наталья Лазарева. Она подсказала, как искать сведения в обобщенном банке электронных данных (ОБД) "Мемориал". Кстати, из деревень, расположенных на территории нынешнего Таптыковского сельского совета, на войну ушли 848 жителей.
"Книга памяти", уже на 330 страницах, вышла в августе 2019 года тиражом сто экземпляров. Она разошлась в считанные дни и во многих семьях стала настольной.
"Сделаны из кремня"
Но история на этом не закончилась. Сейчас волонтеры готовят к изданию третью книгу - "Дети войны". Это пронзительные истории тех, на чью долю выпали голод, холод, непосильная работа и сиротство.
- Когда началась война, мне было пять лет. Папа ушел воевать, а мама осталась беременной. Папа сына не увидел, только написал маме, чтобы назвала Володей, - вспоминает Мария Семенова. - В 1943 году нам пришла похоронка. Как мы все плакали! Помню, как встречала с фронта своего отца моя соседка-ровесница. Он идет радостный с двумя чемоданами, а я стою и плачу: моего-то папы уже нет.
Софья Ольховская, которую на время войны отправили в Таптыково к бабушке и дедушке, рассказала, как дед показывал фотографию и говорил: "Вот папка твой, Илья Ильич. Он воюет за нас, чтобы мы все хорошо жили".
- Так и мелькают в моей памяти странички той жизни. Новые слова. Страшное - "война". Непонятные - "эвакуированные" и "ленинградки". И загадочные, долгожданные - "победа", "папа".
Отец Анны Яковлевой ушел на фронт, когда дочке было 8,5 лет, а сыну год и пропал без вести 5 августа 1941 года.
- В нашей избе во время войны жило пять эвакуированных из Москвы и нас четверо. Спали на лавках, на печке. Было много клопов, блох и вшей. Мы держали корову, но молока она давала мало. Есть было нечего, из картофельных кожурок мама варила кашу, которую заливала молоком. Лебеду собирали около поля мешками: помоешь, изрубишь тяпкой - и на лепешки. Еще из нее пекли хлеб. Печь топили редко, обогревались от каленки, как называли маленькую печку, - говорит она. - Мы все работали. Тяжелые были послевоенные годы, трудные. Люди, прошедшие суровые жизненные испытания, сделаны из кремня. Им не страшен ни кризис, ни падения курса рубля, ни коронавирус.
Глава Таптыковского сельсовета Радик Самигуллин, который во всем поддерживает волонтеров-краеведов, говорит, что ему очень повезло встретить неравнодушных людей, способных увлечь благим делом многих: от школьников до пенсионеров.
- Патриотизм на пустом месте не рождается, - уверен он. - Он растет из любви к своему двору, родной деревне. А любить можно только то, что знаешь. Я рад, что в нашу жизнь возвращается понятие воспитания, и мы вносим в это свою лепту. "Книга памяти", "Дети войны" - это не отдельные издания, а части серии, объединенной названием "Наш дом - земля уфимская". В планах - выпустить книгу "Долг". В ней мы соберем материал о наших земляках, выполнявших свой долг в разное время: это ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, воины-интернационалисты, пожарные.
387 жителей Таптыково ушли на фронт.