14.05.2020 08:00
Экономика

Самоизоляция подтолкнет развитие дистанционных услуг

Текст:  Ирина Фурсова
Экономика регионов начинает потихоньку выбираться из пандемической ямы. С 12 мая в Москве возобновили работу дорожные и строительные компании. Со временем начнут действовать предприятия и других отраслей. Хотя пройдет немало времени, пока все они поднимутся в полный рост.
/ Артур Лебедев / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В разных сегментах экономики дела обстоят по-разному. Скажем, продуктовый ретейл, аптечные сети не испытывали недостатка в посетителях за время самоограничений, а вот сферу услуг заметно подкосило. Например, в спортивной и бьюти-индустриях спрос упал практически до нуля. О том, как компании сегмента старались выжить и как намерены выбираться из кризиса, шла речь на онлайн-конференции CityTalks "Теперь мы идем к вам: сфера услуг в режиме изоляции".

"Эта сфера традиционно состоит из предприятий малого бизнеса, которому сейчас тяжелее всего, он не имеет такого запаса прочности, как крупный", - подчеркнул модератор мероприятия, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалев.

При этом в малых и средних компаниях в России задействовано более 19 миллионов человек, поэтому для МСБ крайне важно выжить, и не просто спасти бизнес, но и сохранить для сотрудников рабочие места, размер заработной платы и социальные гарантии. Государство бизнесу поможет, но и самим предпринимателям необходимо искать новые точки роста.

В России резко вырос спрос на услуги репетиторов онлайн

До пандемии только в столице работали 17,5 тысячи салонов красоты и 800 барбер-шопов. Коронавирус подкосил этот бизнес: в последнюю неделю апреля на ресурсе hh.ru обновили резюме 2700 столичных мастеров маникюра и 3500 визажистов. Одновременно сеть наводнили объявления о выезде мастеров на дом. То есть рынок спрятался в тень. Потому что на услуги красоты спрос будет всегда: по статистике, салоны с той или иной периодичностью посещают 90 процентов населения страны в целом, а среди женщин от 20 до 60 лет таких 99 процентов.

Многие салоны нашли выход в формировании "домашних наборов красоты" и доставке их клиентам. Наборы разные: для окрашивания волос, бровей, маникюра, педикюра и проч. Ингредиенты подбираются индивидуально для каждого заказчика, консультации ведутся по видеосвязи. И пусть из сотни работников задействованы пятеро, а из полутора тысяч клиентов осталось триста - это позволяет по меньшей мере сохранить штат. Кстати, по словам владелицы одной из сетей салонов красоты Елены Махоты, количество резюме на кадровом ресурсе говорит не о том, что салоны разгоняют персонал, а о том, что после снятия всех ограничений они будут открываться и усиленно работать.

Роспотребнадзор, кстати, уже опубликовал санитарные требования к предприятиям бьюти-индустрии при работе в пандемию. Реально ли их выполнить?

"В ряде требований нет ничего невыполнимого, - рассказала "РГ" Елена Махота. - Многие салоны в марте обязали сотрудников работать в масках, перчатках, измеряли температуру, предложили посетителям санитайзеры и т.д. Да, это затратно, но безопасность превыше всего. Гораздо сложнее организовать обслуживание в кабинетах, выдержать интервал между посещениями в 20 минут. Большинство салонов красоты в Москве - это опен-спейсы площадью до 100 квадратных метров. Одновременно в таком помещении можно будет обслуживать только трех человек в час. Сомневаюсь, что при этом бизнес будет приносить прибыль".

После открытия, подчеркнула она, компаниям сектора необходимо будет развивать мобильный сервис красоты, то есть оказывать услуги на дому у клиента. В свое время эта услуга "не зашла", но сейчас в выездном обслуживании виден большой потенциал.

"Эпидемия еще не локализована, а люди привыкли к удаленке, и побоятся лишний раз выходить из дома. Думаю, что компании, которые не смогут предложить дистанционный сервис, вряд ли добьются успеха", - считает Елена Махота.

Зарубежные компании не откажутся от "удаленки" после пандемии

Рынок фитнеса скукожился сильнее. По словам представителя индустрии, фитнес-тренера и директора одного из фитнес-центров Артема Васильева, здесь сложнее оказывать платные услуги дистанционно. Сеть "ломится" от бесплатных уроков йоги, аэробики и прочих тренировок. И если человек не знает тренера лично и у него нет острой необходимости что-то срочно подправить в своей фигуре, он не станет платить за это деньги.

Оказавшись в самоизоляции, наши граждане отнюдь не бросились заниматься спортом. Это странно, потому что апрель - традиционно горячий месяц, подчеркнул Васильев. Многие стремятся скинуть пяток-другой набранных за зиму килограммов. Однако пандемия спутала все карты: люди не уверены, что получится блеснуть точеной фигурой и кубиками пресса на курорте. Тем не менее, благодаря "дистанционке", фитнес-центрам удалось выручить примерно десятую часть от обычного дохода. Чтобы мотивировать тренеров искать новых клиентов, им на четверть увеличены отчисления с каждого индивидуального занятия. Вряд ли стоит ожидать вала клиентов и после открытия фитнес-клубов, считает тренер. Об этом свидетельствует опыт некоторых стран, где они уже начали работать - например, Кореи. Спустя шесть недель после открытия к занятиям не вернулось более половины постоянных клиентов. Спроса на клубные карты нет.

"В нормальное русло вернуться будет крайне тяжело, - рассказал "РГ" Артем Васильев. - Цены на клубные карты - а это основной доход фитнес-центров - скорее всего, будут снижаться. Все будут биться за клиентов, пытаться привлечь новых. Ведь дорогое оборудование не должно простаивать. Без офлайн-занятий клубы продержатся еще два-три месяца, не больше".

Благодаря дистанционным услугам выживают и химчистки, и это единственный разрешенный вариант их работы. Так, по словам руководителя одной из таких компаний Владимира Ступникова, до марта выездной сервис приносил 15 процентов дохода, а сейчас - 45 процентов. И опять-таки это неплохой показатель, ведь у людей, находящихся дома, потребностей в таких услугах меньше. Ближе к концу апреля многие начали разбирать гардероб, проводить генеральные уборки, чистить шторы, ковры - работа появилась. Штат пришлось переформатировать: администраторы стали консьержами на выезде, шоферы, которые ездили между приемными пунктами, развозят заказы клиентам.

"Пандемия изменила людей. Тот, кто полтора месяца назад не имел мобильного приложения, теперь - продвинутый пользователь, - говорит Владимир. - Кто опасался пускать в дом незнакомых людей, заказывает услуги с доставкой. Пандемия меняет и бизнес, заставляя подстраиваться под реалии. В сфере услуг выживет тот, кто начал развивать дистанционные сервисы. Но после снятия ограничений работать станет проще, так как конкуренция снизится".

Корреспонденты "РГ" на себе испытали целебную силу домашнего фитнеса

Сфера услуг кажется многим чем-то не слишком серьезным. Действительно, как можно сравнивать ателье или прачечную с добычей руды? Тем не менее, масштабы этой отрасли тоже впечатляют. Например, рынок фитнеса в России, по оценке РБК, составил в 2019 году 127 миллиардов рублей, доля Москвы и Московской области в нем - примерно 47 процентов. Рынок химчистки и прачечных, по данным Росстата, на порядок меньше, около 11-12 миллиардов рублей, и половина приходится на Москву. Бьюти-рынок в целом Федеральная служба государственной статистики не оценивает, но, например, только парикмахерские услуги - это около 130 миллиардов рублей.

Многие считают, что малый бизнес работает чисто "на себя" и особой пользы экономике не приносит. Однако в 2019 году вклад МСБ в ВВП России превысил 20 триллионов рублей, а доля, соответственно, 20 процентов. Президент России Владимир Путин поставил задачу, чтобы к 2025 году вклад МСБ составлял не менее 40 процентов от ВВП. Задача для сферы бытовых услуг сложная, однако нельзя назвать ее невыполнимой: за последние 10 лет ежегодный прирост этого рынка составлял от 5,4 процента - в кризисные годы, до 22,7 процента - в годы экономически благополучные.

Малый бизнес