27.05.2020 13:38
В мире

Карьерный гигант на электрических батареях создают на БЕЛАЗе

Текст:  Юрий Сизов
/ Александр Колбасов/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

На звание пионера в тяжеловесном автопроме в очередной раз претендует БЕЛАЗ, приступив к созданию 90-тонного самосвала на электрических батареях. "Договор с производителем батарей и соглашение на специальные сопутствующие системы заключен, комплектующие прибывают, так что вскоре начнется закладка этой машины", - уточнили 27 мая БЕЛТА на предприятии.

По словам представителя главного конструктора Александра Насковца, фактически это первая разработка в мире. Говоря о преимуществах новинки, он назвал ее экономичность, экологичность и безопасность, поскольку снижается вред здоровью водителя за счет уменьшения шума и вибрации.

Использование электросамосвалов, по его словам, позволит горнодобывающим предприятиям экономить за счет разницы цен на топливо и электричество. "Если взять Якутию, где в России самая большая дельта между ценой на топливо и ценой на электричество, за десять лет эксплуатации такой электросамосвал может сэкономить до 3 млн долларов", - считает разработчик проекта.

Завершена приемка ядерного топлива на БелАЭС

Что касается продолжительности работы самосвала без подзарядки, пояснил он, то она будет зависеть от условий его использования. "Если он будет возить груз вниз с горы, то зарядки хватит на восемь часов, а если вверх - только на два часа. Но зарядка достаточно быстрая, около 20-30 минут требуется для полного комплекта батарей на карьерный самосвал, а это 765 кВт/ч", - сообщил Насковец, уточнив, что предприятие уже ведет переговоры с производителями зарядных устройств из Беларуси, Швеции и Канады.

Образец нового вида техники планируют изготовить еще до конца лета, а затем на заводском полигоне пройдут его испытания.

Но конструкторская мысль, как известно, всегда опережает время. Инженерные коллективы изучают еще одно перспективное направление по использованию альтернативных источников энергии в карьерной технике - дизель-троллейвозы. Применение транспорта такого класса, по мнению специалистов, станет эффективным решением для горнотранспортных работ, так как увеличивает скорость движения самосвала на подъеме почти в два раза, что, в свою очередь, повышает производительность и наращивает объем перевозок.

Выделяются три разработки специалистов БЕЛАЗа в этом направлении. Во-первых, дизель-троллейвоз - карьерный самосвал, который на определенном участке карьерной дороги в качестве силовой установки использует внешний источник электричества, за счет чего увеличивается скорость машины и экономится дизельное топливо. Во-вторых, электротроллейвоз, который использует в основном внешний источник энергии от троллейных линий и только в местах погрузки и разгрузки переходит на собственные аккумуляторные батареи. В-третьих, самосвал-электровоз, использующий в качестве силовой установки блок тяговых аккумуляторных батарей.

Два новых месторождения нефти открыты в Беларуси

Кстати, реализация первых двух разновидностей электрификации карьерных самосвалов уже в самом разгаре. "На заводском полигоне планируется установить контактную троллейную линию общей протяженностью более полукилометра", - приоткрыли эксперты технические подробности. По их прогнозам, с ростом стоимости дизельного топлива актуальность использования троллейвозного транспорта на базе аккумуляторов или конденсаторов будет только возрастать.

Реализует предприятие, по данным агентства, и несколько прорывных проектов машин на газомоторном топливе. Интерес к ним со стороны добывающих компаний в последнее время тоже увеличился. Ведь техника, использующая сжиженный природный газ, позволяет не только экономить средства, но и улучшает экологическую ситуацию в обычно сильно загазованных карьерах. Следует добавить, что в ближайших планах коллектива - совместно с российскими компаниями создать карьерный самосвал грузоподъемностью 136 тонн с газопоршневым двигателем на базе дизеля Cummins КТА 50-С.

Беларусь