- Обычно уральские города, Пермь, Челябинск, Свердловск, ассоциируются как промышленные центры, поставлявшие на фронт вооружение, - говорит Святослав Кулинок, заместитель заведующего отделом публикаций Национального архива Беларуси. - А то, что многие уральцы, в том числе и пермяки, были героями партизанского движения, мало кто знает.
Идея о проведении такой выставки родилась осенью прошлого года, когда в Перми проходили традиционные историко-архивные чтения. Приехавший на них Святослав Кулинок привез с собой документы об участии пермяков в партизанской войне.
- Мы ознакомились с ними и тут же загорелись идеей сделать совместную выставку, - говорит Зоя Паршакова, начальник отдела запросов пермского архива социально-политической истории. - Начали искать сведения о тех событиях, воспоминания ветеранов, стали работать вместе с белорусскими коллегами. Нашли уникальные документы о пяти комсомольцах-пермяках, их направили в 1942 году в распоряжение комитета комсомола Белоруссии для партизанской работы.
А потом произошло и вовсе уникальное событие. Паршакова стала опрашивать своих знакомых, надеясь на то, что у кого-нибудь из них есть информация о тех, кто был в партизанах. Так вышли на участника партизанского движения Григория Леонтьевича Кузнецова, проживающего в Перми. В 1941 году он, сирота, был воспитанником 271-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии Западного Особого военного округа. И когда началась война, Григорий Кузнецов сражался вместе со всеми. Но полк разгромили, и молодой паренек остался в тылу вермахта. Стал партизаном, а потом, после войны, поступил в военное училище, затем в академию и до 1986 года служил в армии. Кандидат философских наук, полковник. Преподавал в пермском ракетном училище, а затем на кафедре философии в фармацевтической академии. Награжден орденами и медалями.
- Конечно, мы с ним встретились, много говорили, - поясняет Зоя Паршакова. - Планировали его присутствие на открытии нашей выставки и вручение ему копий народных листов, присланных из архива Беларуси, но пока пришлось ограничиться цитатой его приветственного слова к выставке.
В одном из этих документов времен войны про Кузнецова сказано: "В бою смелый и решительный, участвовал в рельсовой войне, имеет на боевом счету семь убитых немцев, хороший баянист и организатор культурного проведения досуга".
Есть на выставке сведения о партизанских семьях. Михаил Каштанов, командир батареи, с октября 1942 года командир отряда "За Родину". Его жена Нина Каштанова, начальник санитарной службы этого отряда. Там они познакомились, поженились и после войны уехали в Пермскую область. Оба награждены орденами и медалями. Нина Каштанова оставила воспоминания, как лечила раненых бойцов. Один был ранен в нижнюю челюсть, и была необходима проволока для фиксации костей. В лесу ее взять было негде, и тогда партизаны разобрали радиоприемник. Извлекли оттуда проволоку, и Каштанова успешно провела операцию. Правда, из-за этого отряд на время остался без связи с Большой землей.
А семья партизанских врачей Николая Чигвинцева и Зинаиды Асташенко воевала в отряде "Ураган" партизанской бригады "За Советскую Беларусь". После войны жили в Перми, работали медиками, награждены орденами и медалями.
- Конечно, не дала нам развернуться как следует пандемия коронавируса, - говорит Зоя Паршакова. - Пришлось отменить запланированные встречи, приостановить сбор информации, но мы наверстаем упущенное.
В планах сотрудников российского и белорусского архивов - создание базы данных участников партизанского движения, чтобы дети и внуки знали, как воевали их деды и отцы.
- Эта выставка уникальна тем, что никогда раньше такого нигде не проводили, - говорит Святослав Кулинок. - И можно не ограничиваться только Пермским краем, в нашем архиве много информации о жителях других регионов России, бывших республик Советского Союза. Проводить такие мероприятия вполне по силам, нужна только заинтересованность архивистов из России, а мы готовы всегда помочь.
На выставке представлены документы, содержащие информацию о 23 партизанских отрядах, действовавших на территории Белоруссии, и судьбах 26 пермяков, сражавшихся в этих отрядах. Всего же обнародованы 532 уникальных документа.