28.05.2020 05:26
Сахалинская область

На Сахалине сократились расходы на повышение сейсмоустойчивости зданий

Подходы к сейсмостойкому строительству практически не поменялись со времен нефтегорской трагедии
Текст:  Наталья Широкова (Южно-Сахалинск)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №114 (8168)
Сегодня исполняется 25 лет со дня нефтегорского землетрясения. Тогда за 17 секунд поселок был стерт с лица земли. Все блочные пятиэтажки просто рассыпались. Выяснилось, что они не были предназначены для сейсмоопасных районов, к тому же при их сооружении сильно сэкономили на стройматериалах. Именно человеческий фактор привел к невероятным масштабам трагедии - под руинами погибло 2040 из 3197 жителей поселка. Выучены ли уроки Нефтегорска? Каково нынешнее состояние сейсмостойкого строительства и сейсмического мониторинга, выяснял корреспондент "РГ".
/ Пресс-служба "РН-Сахалинморнефтегаз"
Читать на сайте RG.RU

Строят по нормам

Как отмечает первый заместитель министра строительства Сахалинской области Татьяна Стаценко, новые объекты на сейсмоопасных островах возводят "в соответствии с действующими нормами и правилами".

На побережье Сахалина появилась таинственная каменная дорога

- Сначала проводят инженерно-геологические изыскания и разрабатывают проектную документацию, которая учитывает все особенности грунтовых условий площадки. Последняя в обязательном порядке проходит государственную экспертизу, что позволяет сделать вывод о надежности проектируемых зданий, - рассказывает Стаценко.

По ее словам, с 2009 года по настоящее время на повышение сейсмоустойчивости зданий в регионе было потрачено порядка десяти миллиардов рублей (федеральный и областной бюджет поделили затраты поровну), средства пошли на строительство и реконструкцию десятков объектов.

Между тем расходы на сейсмоусиление стали значительно скромнее. Было время, когда регион ежегодно тратил на эти цели около двух миллиардов рублей, позднее сумму урезали до 500 миллионов. И всего-то 1,3 миллиарда заложено на повышение устойчивости сооружений с 2018 по 2025 годы.

В Сахалинской области достаточно много аварийных домов - почти четыре процента общего объема жилфонда (полмиллиона квадратных метров). Примерно столько же в регионе потенциально аварийного жилья, которое сейчас обследуют.

В отдельную категорию выделены дома, имеющие дефицит сейсмостойкости. Площадь таких превышает 263 тысячи "квадратов". В основном это жилье, построенное до 1995 года. Сейсмоусиливать его нет смысла, проще строить новое.

Сейсмолог: Тревога цунами у Курил была ложной

Но если все же подобные дома захотят укрепить, сейчас сделать этого не получится. На время проведения работ жильцам нужно куда-то перебраться - а некуда.

- В настоящее время средства бюджетов всех уровней направляют в первую очередь на расселение аварийного жилого фонда. Мероприятия по сейсмоусилению не менее важны, однако в Сахалинской области недостаточно свободного жилого фонда, не обремененного правами третьих лиц, поэтому расселение граждан не представляется возможным, - признает Татьяна Стаценко.

Кстати, сахалинские власти при поддержке федеральных пообещали до конца 2024 года решить проблему с расселением жителей Охи, чьи дома задело катастрофическое землетрясение четвертьвековой давности. На эти цели направят 15,6 миллиарда рублей, из них больше половины выделил областной бюджет. В аварийных зданиях общей площадью свыше 160 тысяч "квадратов" проживают сегодня 7,1 тысячи человек.

Корень зла

Главное, на чем держится сейсмостойкое строительство - карты общего сейсмического районирования (ОСР), является и его слабым местом.

По ОСР смотрят расчетную сейсмичность стройплощадки и определяют, насколько устойчивым к землетрясениям должно быть будущее здание. При этом, как отмечает директор сахалинского филиала Дальневосточного геологического института (ДВГИ) ДВО РАН к. ф.-м. н. Алексей Коновалов, оценку сейсмической опасности до сих пор измеряют в баллах по шкале MSK-64, в то время как во всем мире работают с ускорениями грунта.

- Откуда берется балл? Это субъективная оценка опасности, которая определяется по ощущениям людей и визуальному осмотру повреждений. Из-за этого карты выходят очень приблизительными. Ускорение грунта - это физическая величина, измеряемая акселерометрами, - объясняет он разницу, добавляя, что карты ОСР принципиально не менялись с 1999 года, "оставшись на том же методологическом и понятийном уровне".

На повышение сейсмоустойчивости зданий в Сахалинской области на 2018-2025 годы заложено 1,3 миллиарда рублей. Прежде на эти цели тратили около двух миллиардов ежегодно

Акселерометры массово установлены в зданиях и на разной глубине грунта, например, в США и Японии. В России подобной практики нет за исключением единичных случаев.

- Для возведения сейсмостойкого дома одних национальных карт недостаточно. Для изучения местных условий площадки необходимо составить карты детального сейсмического районирования и микрорайонирования. Наша компания соответствующие работы выполняет с использованием ускорений. Акселерометры мы закупали и устанавливали на свои деньги, один такой прибор стоит от 100 тысяч до миллиона рублей. Брали также данные от партнеров, - рассказывает директор местной изыскательской компании Константин Манайчев.

Неместные масштабы

Решение проблем в сейсмостойком строительстве, как и во многих других сферах, лежит в федеральной плоскости.

По мнению Алексея Коновалова, перейти к тем же ускорениям в картах ОСР не так-то просто. Для начала необходимо принять федеральную программу, которая бы предусматривала создание инженерно-сейсмометрической сети. Это позволило бы установить как можно больше акселерометров и накопить статистику для актуализации карт.

Важным пунктом программы должен стать свободный доступ к данным приборов - они нужны многим специалистам. Кроме того, с такой прозрачностью не получится сделать из федеральной программы очередную пустышку.

- Только тогда у нас в стране будут строить не на глазок, а с минимальными погрешностями, экономя средства там, где сейсмическая опасность сегодня неоправданно завышена, и укрепляя лучше там, где она занижена, - говорит ученый.

Еще одной национальной идеей, как считают эксперты, должно стать страхование рисков природных катастроф, в том числе землетрясений. В нашей стране это направление слабо развито.

На севере Камчатки сейсмологи зафиксировали "рой землетрясений"

- Все строители хотят пройтись по нижней границе норм с минимальными затратами на изыскания и строительство, что негативно отражается на качестве объектов. Если бы у нас работала система страхования, соответственно, возросли бы расходы на страхование таких построек, ведь они больше подвержены землетрясениям, и пришлось бы переплачивать. Чтобы этого избежать, хочешь - не хочешь, а строить придется по высоким требованиям. Таким образом, страхование рисков может стать именно тем механизмом, который отрегулирует оценку сейсмостойкости и повысит качество сейсмостойкого строительства. Однако на отлаживание процесса уйдет не один год, - рассказывает представитель Дальневосточного геологического института, отмечая, что в некоторых странах страхование рисков землетрясений является обязательным.

Что касается сейсмического мониторинга, он считает, что для его развития нужно использовать все возможные средства измерения. Это и сейсмические станции, и камеры видеонаблюдения, и смартфоны, которые также содержат сейсмодатчики. Так, Алексей Коновалов предлагает в сейсмоопасных регионах подключать к оперативному мониторингу систему "Безопасный город", которая имеет технические и программные ресурсы для моделирования последствий землетрясений и быстрого принятия решений в случае масштабных ЧС.

Сахалинская область Дальний Восток