02.06.2020 17:19
Архангельская область

Женское предпринимательство назвали одним из драйверов развития бизнеса

Женское предпринимательство развивается во многом благодаря безвозмездной взаимопомощи
Текст:  Марина Ледяева (Архангельская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №117 (8171)
Женское предпринимательство может стать одним из драйверов развития бизнеса в меняющемся мире. Об этом заявили эксперты и участницы делового сообщества на онлайн-форуме в Архангельске. По прогнозам, в ближайшее время будут востребованы услуги в области дистанционного образования и здорового образа жизни, а этими сферами обычно занимаются женщины. Но дело не только в благоприятной конъюнктуре. Хотя бизнес не делится по гендерному признаку, женское предпринимательство имеет свои особенности, которые позволяют ему легче приспосабливаться к новым условиям.
Читать на сайте RG.RU

- В последнее время мир стал более гибким и пластичным, а вместе с ним изменился и бизнес. Прежние каноны уже не работают. Предпринимательство теперь требует творчества и выстраивания отношений. Женщины лучше умеют договариваться, поскольку для них не так важна конкуренция. Они способны быстро объединяться и помогать друг другу, что особенно важно в трудное время, - считает московский бизнес-психолог и предприниматель Кристина Белавич.

Аналитики проверили финансовую грамотность жителей регионов

По данным общероссийской общественной организации МСП "Опора России", женщины пока составляют всего 27 процентов предпринимателей страны. Из них почти две трети работают в сфере услуг, остальные занимаются торговлей и производством. Примечательно, что большинство проектов женского бизнеса - социально ориентированные. И скоро у него появятся новые возможности помочь людям.

- Есть виды бизнеса, которые сейчас растут, и занимаются ими женщины, - подчеркивает заместитель председателя Госдумы Ольга Епифанова. - Например, становится все более востребованным онлайн-образование. Растет необходимость в санаторно-курортном и реабилитационном лечении. Причем речь идет не о крупных санаториях, а о работе с небольшими группами людей. Санатории в большинстве своем либо ведомственные, либо профсоюзные, и чаще всего в них проходят лечение работники вредных производств. Но оно требуется более широкому кругу людей. Возможно, будет меняться федеральный подход к реабилитации и поддержке здоровья трудоспособного населения. И в этой сфере может появиться много вариантов бизнеса для женщин - фитнес-тренеров, специалистов по массажу и другим услугам.

В Архангельской области женщин-предпринимателей становится все больше, причем они активно объединяются в сообщества, делятся опытом и осваивают новые виды бизнеса. Для многих именно общение становится толчком к открытию своего дела. "Сначала мы стали подругами, а потом запустили совместный проект" - типичное начало историй успеха.

«Сначала мы стали подругами, а потом запустили совместный проект» — типичное начало историй успеха

По признанию деловых женщин, очень трудно оставить привычную наемную работу и сделать первый шаг в предпринимательство. С помощью единомышленниц они открывают не только свое дело, но и абсолютно новые виды бизнеса. Северодвинка Татьяна Кузьминская работала в реанимации, уволилась два года назад, параллельно занималась психологией и фотографией. Теперь она специалист по фототерапии - единственный в своем роде.

Как арендаторы СЗФО отреагировали на право расторгать контракты

- Всегда хотела объединить эти два направления, но мне казалось, что это нереально. Боялась начинать что-то в совершенно незнакомой сфере. Но после обучения, организованного женским бизнес-сообществом, все-таки решилась. Провела уже три сессии фототерапии - на мой взгляд, успешные. Это работа с психологическими проблемами людей при помощи ассоциативных изображений, - поясняет Татьяна Кузьминская.

С началом пандемии женский бизнес проявил гибкость и быстро среагировал на новые условия. Архангельский предприниматель Юлия Онучина смогла спасти свою мастерскую по производству традиционных северных пряников. Когда закрылся торговый центр, где продавались съедобные сувениры, впору было закрывать дело и распускать коллектив. Но Юлия оперативно переформатировала бизнес и организовала продажи пряников по интернету с доставкой в разные города. Сегодня их отправляют даже в Австралию.

- Конечно, было непросто. Мы не попали в перечень пострадавших отраслей, поскольку пряники - это продукты питания длительного хранения. Но потихоньку выкарабкиваемся. Недавно открыли лавку, продаем продукцию там. Не работает пока только наш частный музей архангельского пряника, - отмечает Юлия Онучина.

Лариса Федорова занимается предпринимательством больше 20 лет, у нее несколько бизнесов, в том числе большая пекарня в Архангельске. Как и другие заведения общепита, с марта она работает только навынос. И за эти два месяца обороты компании выросли в два раза по сравнению с прежними временами.

- Любые изменения дают нам новые возможности. Надо только задуматься над тем, как их использовать. Мы сделали хорошую таргетированную рекламу и стали продавать гораздо больше. Каждый день у нас появляются новые предложения. Теперь я готова собрать группу и научить этому других предпринимательниц, - предлагает Лариса Федорова.

В Архангельской области в деловое сообщество объединились порядка 200 активных бизнесвумен. Они помогают друг другу на безвозмездной основе. Образовательные и прочие мероприятия проводятся бесплатно. При этом практически все участницы, по их признанию, получают от такой взаимопомощи важные приобретения в виде новых знаний, контактов и проектов.

P.S.

Большинство мер поддержки женский бизнес получает на общих основаниях, но есть и программы, созданные специально для него. Так, ежегодно во многих регионах России проходит конкурс "Мама-предприниматель", победители которого получают гранты на открытие и развитие своего дела. За семь лет в рамках этой образовательной программы прошли обучение более 2,5 тысячи женщин, представивших свои бизнес-идеи.

Архангельская область Северо-Запад