10.06.2020 12:39
Общество

Русист из Венгрии: Учебники умалчивают о поведении мадьяр на Брянщине

Текст:  Елена Кухтенкова
На XX Международный Пушкинский конкурс "Российской газеты" "Автограф Победы. О войне и мире на уроках русского языка" в этом году поступило 529 работ от педагогов- русистов из 42 стран, в том числе из Венгрии.
/ russkiymir.ru
Читать на сайте RG.RU

"В Венгрии День Победы не принято отмечать, ведь страна, как говорят венгры, "оказалась не на той стороне, не на стороне победителей". Но вопрос празднования этой даты на государственном уровне находит и своих сторонников, и противников", - пишет в своем конкурсном эссе русист из города Печ Валентина Вегвари.

Каждый год, готовясь к занятию по страноведению, на котором студенты-русисты Печского университета знакомятся с государственными праздниками России, Валентина испытывает волнение, потому что тема 9 мая - одна из самых сложных.

В некоторых городах страны власти, представители партий и гражданского общества возлагают венки на могилы к памятникам советских воинов. Но не остаются заброшенными и могилы немецких солдат, так как венгры считают "мертвый солдат - это не воин, а жертва".

По словам русиста, до венгерских учащихся довольно трудно донести смысл Великой Победы, ее значение и важность для всех жителей России и бывших стран Советского Союза, особенно в наши дни, когда идет интенсивное переписывание истории и ее фальсификация.

"Российская газета" объявляет лауреатов ХХ Международного Пушкинского конкурса

"Мне всегда вспоминается один эпизод, - рассказывает Вегвари. - Преподаватель из России запела песню "День Победы", но студентка из Польши оборвала ее и стала возмущаться: "О какой победе идет речь? Вы начали войну, захватили Польшу и оккупировали ее, не поддержали Варшавское восстание". Преподаватель ответила: "На войне много правд и неправд, однако никто в мире не отрицает победу советских солдат над фашисткой Германией, которая вероломно напала на нашу страну. Пусть историки решают вопрос оккупации или "неоккупации" Польши и Венгрии, а мы здесь на уроке говорим о празднике, который отмечают как в России, так и во всем мире".

К слову, студенты часто демонстрируют знания, почерпнутые из школьных учебников по истории: правитель Венгрии Миклош Хорти хотел выйти из коалиции с Германией и уже вел переговоры с представителями Великобритании и США, а также с советскими дипломатами, однако сразу же после объявления о выходе Венгрии из коалиции с Германией 15 октября 1944 года в стране произошел государственный переворот, и он был вынужден передать власть фашисткой партии под руководством Ференца Салаши.

Возвращая внимание учащихся к Великой Отечественной войне, педагог объясняет: советские воины разных национальностей защищали свое Отечество, свою Родину. Она рассказывает студентам историю своей семьи: "Один мой дядя погиб на Финской войне; другой - в партизанах, могилу его тоже не удалось найти; еще одного дядю контузило на войне; мой папа с первых дней войны ушел на фронт рядовым солдатом и дослужился до звания майора; мою маму с бабушкой в самом начале войны эвакуировали в Узбекистан, где от дизентерии умерла в возрасте трех лет моя старшая сестра; дедушка остался охранять жилье, но его угнали фашисты на работу в Германию, и он пропал без вести, а в дом попала бомба". И это производит впечатление.

Русист из Германии: Говорю со школьниками о мире на русском языке

Когда речь заходит о потерях и жертвах войны, русист осторожно подчеркивает, что из рассказов подруг своей бабушки, которые пережили нацистскую оккупацию на Брянщине, слышала о жестокости мадьяр, о том, как сжигали детей, стариков и женщин, как расстреливали людей только по подозрению в связях с партизанами в Брянских лесах. Об этом венгерская история умалчивает.

Педагог на своих лекциях касается и вопроса взаимного признания воинских захоронений в Венгрии и России, сохранения и ухода за могилами, возложения венков.

"В конце занятия я обычно чувствую удовлетворение, потому что мне удалось развеять легенды об "агрессивных" советских солдатах, обратить внимание на фальсификацию истории о том, что благодаря только США и Великобритании была освобождена Европа, а также заинтересовать учащихся документами о войне, которые они смогут найти в интернете. Именно эта небольшая личная победа является для меня очень важной", - заключает русист.

История Образование