К этому времени также должен вырасти экспорт угля - от 259 млн тонн в год по консервативному сценарию до 392 млн тонн по оптимистичному сценарию. В 2019 году экспорт составил 193,6 млн тонн.
Программу разделили на три этапа по пять лет. В первый - с 2020 до 2025 года - должно произойти техническое перевооружение отрасли и интенсификация угольного производства, что позволит увеличить объемы обогащения угля, а также снизит аварийность и травматизм на предприятиях. Кроме того, на этом этапе должно быть закончено создание инфраструктурных проектов для угольной отрасли по инвестиционной программе РЖД. К 2024 году должны быть завершены работы по модернизации БАМа и Транссиба, в результате которых их пропускная способность в восточном направлении увеличится с 124,9 млн тонн до 180 млн тонн в год.
Во многих странах угольная генерация по-прежнему занимает лидирующие позиции в энергетике. Но новые объекты вводятся по миру неравномерно. Почти весь прирост угольной генерации в последние десять лет приходится на Азию. Не брезгуют ей и Южная Корея, и даже Япония. Причем современные угольные электростанции в Китае, Южной Корее и Индии по своим экологическим параметрам часто превосходят аналогичные объекты генерации в Европе и США, и отказываться от них в пользу, например, газа, подчас просто нецелесообразно.
С 2025 до 2030 года должна быть завершена реструктуризация отрасли и формирование новых центров угледобычи на месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями. Создание новых производственных комплексов запланировано в Кузбассе, в Ростовской области, а также на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. На этом этапе должны быть сняты основные системные ограничения по транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки, а также синхронизация развития железнодорожной и портовой инфраструктуры для обеспечения экспортных поставок.
На завершающем этапе - с 2030 по 2035 год - предполагается достичь максимальной производительности труда и окончательно ввести в строй все пилотные проекты на базе технологий глубокой переработки угля. В этот же период угольная промышленность страны должна достичь мировых стандартов в области охраны окружающей среды.
"Уголь, конечно же, для окружающей среды топливо далеко не безвредное с точки зрения и его добычи, и использования. Несмотря на это, спрос на такое топливо будет сохраняться в регионах с интенсивным промышленным производством, где энергопотребление растет", - считает директор департамента аудиторских услуг "Делойт", СНГ Александр Губарев. Это в основном страны АТР, начинающие свое восстановление после пандемии. Таким образом, для России актуализация планов по угольной промышленности уместна и своевременна, особенно с учетом снижения экспортных доходов от нефти и газа.