Как отметила ведущий специалист департамента адвокатуры ФПА РФ Юлия Корухова, внедрение в гражданский процесс механизма назначения судом адвоката позволит обеспечить защиту интересов ребенка на профессиональной основе.
Подготовили инициативу адвокат Виктория Дергунова и одна из правозащитных организаций. Авторы считают необходимым наделить адвокатов полномочиями по оказанию детям квалифицированной юридической помощи. Сегодня защитники не имеют полномочий помогать непосредственно детям: собирать информацию, приезжать в органы опеки, в больницы и так далее. Но что если ребенок столкнулся с вполне взрослыми проблемами и вынужден знакомиться с основами права не на уроках обществознания, а непосредственно в ходе семейных скандалов?
Как рассказала Виктория Дергунова, которая много лет занимается защитой прав детей, она не может защищать их напрямую.
По закону доверителем, то есть человеком, пригласившим адвоката, является родитель.
"Если я вижу, что родитель действует не в интересах ребенка, то ничего не могу сделать, - подчеркивает адвокат Виктория Дергунова. - Как только я начинаю говорить родителю, что так поступать нельзя, он может отказаться от меня как от адвоката, что абсолютно понятно, так как я не могу действовать не в интересах доверителя или против его воли".
Аппарат Уполномоченного по защите прав человека в Российской Федерации поддержал законопроект и направил инициативу в министерство юстиции.
Как рассказала ведущий специалист департамента адвокатуры Федеральной палаты адвокатов России Юлия Корухова, в подавляющем большинстве семейных споров, так или иначе затрагивающих интересы ребенка, именно ребенок становится наиболее незащищенной с правовой точки зрения стороной.
Он не является участником судебного разбирательства и зачастую вообще не осведомлен о его наличии. А суд вообще может не учитывать мнение ребенка.
Многие люди вполне обоснованно опасаются излишнего вмешательства в семью. Не дело ни чиновников, ни правозащитников указывать отцу, как воспитывать сына. Но если затеян скандальный развод, семья уже разрушена, и обе стороны сами призывают посторонних: адвокатов, судей, судебных приставов и прочих, чтобы как можно больше неприятностей доставить бывшему любимому человека. А ребенка буквально вырывают друг у друга из рук, даже не думая, как это отразится на психике маленького человека.
"Мы не можем не поддержать предложение о необходимости предоставления суду права назначить ребенку адвоката, представляющего в семейном споре интересы исключительно этого ребенка, а не опосредованно учитывающего их при представительстве интересов одного из родителей. Безусловно, данное предложение потребует значительной детальной проработки, однако сама идея о внедрении в гражданский процесс механизма назначения судом адвоката представителем несовершеннолетнего нами только приветствуется, поскольку это позволит обеспечить защиту интересов ребенка наилучшим образом - на профессиональной основе", - говорит Юлия Корухова.
По мнению Виктории Дергуновой, соответствующие изменения необходимо внести в Семейный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс, а также закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". После принятия этих изменений целесообразна организация Федеральной палатой адвокатов обучения адвокатов специальным навыкам работы в спорах о защите прав детей. Защитники, прошедшие такую подготовку, войдут в списки для судов.