Оказалось, трафик обеспечивают не только христиане, читающие в Сети знаменитые Апостольские послания. Краткие, емкие фразы ученика Христа стаями разлетаются по соцсетям: "Любовь не превозносится", "любовь не завидует"... Авторство не указывается - скорей всего, делающие перепост об авторе и не знают. Хотя полную цитату стоило бы повесить в школьных кабинетах, и особенно в кабинетах математики. Потому что две тысячи лет назад апостол Павел с математической точностью дал исчерпывающее определение этому неуловимому состоянию - любовь. Но почему апостол, и, вдруг, о любви? И где тут математика?
Вот что пишет богослов Христос Яннарас: "Священное Писание удостоверяет, что "Бог есть любовь". Речь не идет о том, что Бог "обладает" любовью, что любовь является неким качеством, атрибутом Бога, но о том, что Бог - сама любовь, что образ Божественного бытия есть любовь". И способность любить - проявление образа Божьего в нас. Но наша поврежденность часто искажает чувство. Помните, как у Тютчева: "О, как убийственно мы любим.."? Митрополит Антоний Сурожский говорил, что хотя все мы считаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить, на самом деле мы часто "только лакомимся человеческими отношениями. Думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковое чувство, потому что нам с ним хорошо. Но любовь - нечто более глубокое и требовательное". Нередко за любовь выдается эгоистическое чувство собственности. Жажда самоутверждения. Привычка... Вариантов множество. Но поскольку любовь - категория мира горнего, значит, она непреложна, то есть не зависит ни от времен, ни от нравов. И имеет постоянные, неизменные характеристики, присущие именно ей. Так стоит ли удивляться, что обозначить эти константы может только тот, кто не из книг знает: Бог есть любовь.
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит... Любовь никогда не перестает", - читаем в 13-й главе Первого послания к коринфянам. Хотя апостол описывает Любовь как категорию божественную, определение применимо и к нашим обычным чувствованиям.
Перед нами не просто перечисление четких критериев, которые помогут прояснить: любовь у нас или только то, что любовью кажется. Все характеристики даны в строго определенном порядке, тонко учитывающем взаимосвязь различных движений сердца. Смотрите, любовь не просто "не завидует", этого мало. Дальше говорится, что она и "не превозносится", а потом уточняется, что и "не гордится" - с каждым разом условия все строже. Или любовь не просто "не ищет своего" (бескорыстна), но и "не раздражается" (то есть любимого не считают своей собственностью, его принимают таким, какой он есть). И следом: она "не мыслит зла", причем настолько, что "не радуется неправде", а наоборот, "сорадуется истине"! Но психологическая выверенность определения любви - это еще не все. Дефиниция дана с математической точностью. Давайте вспомним, что в математике есть так называемые "необходимые и достаточные условия" правильности какого-либо утверждения. Вспомнили? Так вот, каждый из перечисленных апостолом признаков необходим для того, чтобы любовь была именно любовью. То есть если в тех ощущениях, которые к вам кто-то испытывает, нет такого свойства, как "любовь милосердствует" или "любовь не превозносится", знайте: человека обуревают совсем другие эмоции. Например, желание самоутверждения, а может, одержимость, связанная с неспособностью смириться с тем, что что-то происходит не так, как бы хотелось...
То есть каждая из отличительных черт, указанных апостолом Павлом, необходима, чтобы любовь была именно любовью. А все вместе эти особенности достаточны для исчерпывающего определения, что же есть это высокое богоданное состояние души.