"Мы готовы обратиться в правительство с конкретными предложениями", - заявил исполнительный вице-президент РСПП Виктор Черепов. Необходимо определить принципы субсидирования и выработать стратегию господдержки авиационного сектора, отметил он.
Сейчас субсидия авиакомпаниям составляет 365 рублей на каждого неперевезенного пассажира. То есть перевозчикам компенсируют снижение пассажиропотока из-за пандемии коронавируса с февраля по июль этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Правительство выделило на эти цели 23 млрд рублей. Росавиация пока распределила из этой суммы 9,5 млрд рублей. Средства авиакомпании могут направить на выплату зарплат сотрудникам, оплату услуг аэропортов, лизинга.
В научно-исследовательском финансовом институте Минфина России (НИФИ) предлагают увеличить субсидию до 1173 рублей за каждого неперевезенного пассажира. "Предлагаем при расчете субсидий учитывать два дополнительных фактора - аэропортовое обслуживание и стоимость топлива", - сказала руководитель центра отраслевой экономики НИФИ Инна Рыкова. С учетом малой загрузки рейсов расходы горюче-смазочных материалов в расчете на одного пассажира выросли в два раза, пояснила она.
По собственным расчетам авиакомпаний, денег потребуется больше. Субсидия должна быть около 1350 рублей на каждого неперевезенного пассажира, отметил заместитель генерального директора S7 Group Дмитрий Куделькин.
Между тем в 2020 году, по оценке минтранса, будет перевезено около 60 млн пассажиров, то есть на 53% меньше, чем в 2019 году. И это оптимистичный прогноз. Но в результате по итогам этого года убытки отрасли достигнут 350 млрд рублей, подсчитал вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Карпович. Сейчас авиакомпании покрывают свои расходы за счет новых кредитов. Однако по долгам придется платить. "Как мы будем выходить из этой ситуации, мало понимаем", - сказал Карпович, выразив надежду на помощь государства. Авиаторы рассчитывают не только на прямую финансовую поддержку. По их словам, эффективным оказалось обнуление НДС для межрегиональных перелетов. Теперь они призывают расширить эту практику, а также просят помощи в оплате лизинга.
В минтрансе допускают, что выделенных денег для поддержки отрасли недостаточно. Министр транспорта Евгений Дитрих еще в мае заявлял, что авиакомпаниям после июля могут дополнительно потребоваться 30 млрд рублей господдержки.