25.07.2020 00:00
Культура

Уроки Владимира Высоцкого, ушедшего из жизни 40 лет назад

Уроки Владимира Высоцкого, ушедшего из жизни 40 лет назад
Текст:  Николай Андреев
Российская газета - Федеральный выпуск: №162 (8216)
У Высоцкого была безбрежная известность - от Бреста до Курил и от Мурманска до Кушки раскатилась буйная слава его. Число его поклонников будет измеряться миллионами. В каждом доме, где водился магнитофон, неистовствовал его рокочущий голос. Ему перекрыли все каналы: не давали площадок для выступлений, не пускали на радио, его лицо и голос под запретом на телевидении, а его слышала и слушала вся огромная страна. Повсеместно его портреты. Подлинно народный артист. Но официально звания этого - народный, у него не было. Его не удостоили и заслуженного.
/ Генриетта Перьян / "Комсомольская Правда"
Читать на сайте RG.RU

Прошло 40 лет после того, как перестало биться сердце Высоцкого, а он по-прежнему притягивает людей. Чем? Первое, что сразу приходит на ум, - песни.

Каким должно быть "видение мира"

Высоцкий жил в своей стране. Не из вторых рук у него сведения. Говорил на концерте в Лыткарино: "У меня есть счастливая возможность рассказать о том, что меня скребет по нервам, прихватывает за горло, волнует и беспокоит…" Он был голосом народа. Он выражал идеи народа. А чьи же еще?

Незадолго до смерти, в феврале 1980 года, скажет на концерте в МФТИ, отвечая на вопрос из зала, какова роль жизненного опыта в художественном творчестве: "Прежде всего, мне кажется, должно быть свое видение мира. Все сводится к одному: личность, индивидуальность. Вот что главное. Можно создавать произведение искусства, обладая повышенной чувствительностью и восприимчивостью. Можно и не имея жизненного опыта. Можно... Но лучше иметь его. Под жизненным опытом вы, наверное, понимаете больше всего то, что жизнь нас била молотком по голове, а если говорить серьезно - страдания. Верно? Искусства без настоящего страдания нет. Необязательно, чтобы человека притесняли, стреляли в него, мучили, забирали родственников и так далее. Нет, если даже в душе, даже без этих наших проявлений испытывал вот это чувство сострадания за людей, за близких, за ситуацию и так далее, то уже очень много значит… А страдать могут даже очень молодые люди, и очень сильно".

Сам он испытал столько страданий, что хватило бы на несколько жизней. Но и, страдая, он давал надежду.

Участники группы АВВА записали пять новых песен

На что можно надеяться

Без надежды как жить? Только в петлю. Да, иногда надежда - обман, но что выбирать: безнадежность или возможность жить и любить прекрасное? Почти в любой его песне есть вера и надежда. Во что вера? На что надежда? Да все на то же - на чувство собственного достоинства, которого так не хватало человеку в советские времена. Да и сейчас не хватает, чего уж тут...

Духовную, нравственную культуру создает не конкретный Владимир Высоцкий, талант которого случаен, то есть вероятна же была ситуация, что он так бы и остался певцом для узкого круга лиц, а народ, поднимающий личность, способную к творчеству, к духовным прорывам. Талант - это ведь и несчастье для его обладателя: он не дает никакого права на исключительность, но в то же время и нагружает бременем огромных обязательств. Чувство собственного достоинства доступно каждому, кто испытывает в нем потребность.

Мне, кажется, точен Ролан Быков: "Володю не назовешь инакомыслящим. Он мыслил так, как подобает. Его творчество сугубо нравственно, сугубо гуманно, оно сугубо рыцарское. И это в наш век глобальной безнравственности, антигуманности, антирыцарства не оторвано от жизни, а наоборот. Ибо в наши дни безнравственный плачет о нравственности, подонок - орыцарстве, злодей печалится о гуманности. Володя народен, народен, народен!"

Как много страсти в этом ролановском: народен, народен, народен!

Как надо относиться к своей стране

Потрясающий случай о неравнодушии Высоцкого к тому, что происходит в стране, приводит Золотухин. Высоцкий вдруг предъявил товарищу претензию: "Золотухин, у вас на Алтае по плану 16 центнеров с гектара, вы же в лучшем случае на круг собираете по 12 центнеров с гектара. А план вы выполняете?! Вы откуда хлеб берете?"

Золотухин пишет: "Я остекленел. Я оцепенел. Я долго не мог въехать в его вопрос, в его заботу. А когда въехал - озверел. Меня захлестнуло этакое внутреннее негодование, бешенство от бессилия что-нибудь ему связное ответить". А когда Золотухин опомнился, вскричал: "Да какое тебе дело до нашего хлеба?! Какое тебе дело, где мы дрожжи достаем и куда брызги полетят?! И откуда ты про это знаешь?" - "Из "Правды"...

Золотухин потрясен: "Он, оказывается, читал ту "Правду", на которой восемь страниц одних цифр и которую мы сразу относили в нужное место, а он ее читал с карандашом в руках, и у него не сходилось! Считал!!! Потому что у него болело!!! Страдало. Стыдно сказать, у меня, человека оттуда, давно не болело, а если болело, то временами и по чуть-чуть, а у него болело и на разрыв. И если верить зацитированным словам поэта Гейне, что "трещина мира проходит через сердце поэта", то "трещина" за алтайский урожай действительно проходила через сердце поэта Высоцкого".

Высоцкий искренне переживал за страну. Едет с приятелем в машине. Перед "Мерседесом" самосвал с раствором - раствор струйкой льется на дорогу. Высоцкий обогнал самосвал, остановил , показывает водителю: "У тебя народное добро пропадает". Водила отмахнулся: "Да пошел ты куда подальше. Мне до фонаря!" Высоцкий несколько дней не мог успокоиться, изливал возмущение всем и каждому: "Ну почему так?! Почему всем все равно? И что хорошего у нас может быть при таком отношении?"

Почему Россия лучше заграницы 

Высоцкий участвует в популярнейшей передаче американской телекомпании Си-би-эс "60 минут". Поет, отвечает на вопросы ведущего и телезрителей. А ему прямой наводкой вопрос: выхотели бы остаться в свободном мире?

Ответ тоже прямой: "Уехать из России? Зачем? Я не диссидент, я - артист".

Ведущий настаивает: "Но как раз артист и именно на Западе свободен в творчестве. В России тоталитаризм, который губит все живое…"

Высоцкий наливается краской, у него белеют глаза. "Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я - поэт. Без России я ничто и никто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю".

Московские театры объявили о премьерах и открыли продажу билетов

Однако этих слов американские телезрители не слышат - это внутренний монолог. Он это скажет позже Марине. И она напишет: "Когда важный чиновник американского телевидения спрашивает у тебя, почему ты не выбираешь свободу и как ты вообще попал на Запад, тебе так же трудно ответить ему, как и надутому чиновнику из ОВИРа, который спрашивает: "Зачем вы все время ездите туда? Вам что, здесь места не хватает?"

Хватает места в России, очень даже хватает. Но как чиновнику объяснить, что человеческая душа шире государственных границ. Нюансы своих взаимоотношений с властями Высоцкий оставлял дома, в нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди скажет репортерам: "Не думаете ли вы, что если у меня есть проблемы с моим правительством, то я приехал решать их здесь?".

И все же: а если уехать за границу и там остаться? Шемякин свидетельствует: "Высоцкий никогда не хотел остаться на Западе. Володя все прекрасно понимал и все видел. Он видел это на примере Галича, который был в Париже никем и умер". Мишель Кан добавляет: "Конечно, Володя мог бы служить в "Комеди Франсез". Но его песни вне России не имели смысла..." . От себя не убежишь. И в раю взвоешь, если не с кем поговорить, если никому там неинтересен.

Даже не хочется говорить, какого накала свары бурлили в русской колонии третьей эмиграции. Все против всех! Каждый против каждого! Почитайте Довлатова и поймете, что имеется в виду.

Высоцкому хорошо только на родине, каким бы абсурдом ни кроилась здесь жизнь. Да и к тому же его не выталкивали из страны, как Галича, как Максимова, как Аксёнова, как десятки других...

Леонид Филатов размышляет: "Его жизнь была чудовищно сложна, это я много раз наблюдал сам. При абсолютной славе, при том, что, как принято говорить, народ его любил. Любил его, но и язвил его. И записки были всякого рода, и агрессивные атаки после концертов: "А почему вы поете уголовные песни?" - "Да ничего я не пою, это были стилизации". Иногда, шутя, говорил: "Знаете что? В России от сумы да от тюрьмы не зарекайся..."

О чем артист писал министру

Высоцкий напишет письмо министру культуры П.Н. Демичеву, в котором такие строки:

"Получив впервые за несколько лет официальное предложение выступить перед трудящимися Кузбасса, я принял это предложение с радостью и могу сказать, что выложился на выступлениях без остатка. Концерты прошли с успехом. Рабочие в конце выступлений подарили мне специально отлитую из стали медаль в благодарность, партийные и советские руководители области благодарили меня за выступление, звали приехать вновь. Радостный вернулся в Москву, ибо в последнее время у меня была надежда, что моя деятельность будетнаконец введена в официальное русло.

В Москве состоялся рок-фестиваль "Сакмаров-Фест"-3

И вот незаслуженный плевок в лицо, оскорбительный комментарий, организованный А.В. Романовым в газете "Советская культура", который может послужить сигналом к кампании против меня, как это уже бывало раньше.

В городке космонавтов, в студенческих общежитиях, в академических аудиториях и в любом рабочем поселке Советского Союза звучат мои песни. Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества, имея такую популярность.

Странно, что об этом забочусь я один. Это непростая проблема, но верно ли решать ее, пытаясь заткнуть мне рот или придумывая для меня публичные унижения?

Я хочу только одного - быть поэтом и артистом для народа, который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить.

А то, что я не похож на других, в этом и есть, быть может, часть проблемы, требующей внимания и участия руководства. Ваша помощь даст мне возможность приносить значительно больше пользы нашему обществу…"

Боже, да кому он пытается доказать, что хочет поставить свой талант на службу обществу?! Они, в высоких партийных кабинетах, признавали его вредным, подрывным. Торжествовала такая извращенная психология.

Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я - поэт. Без России я ничто  и никто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Но без свободы я умираю

Эльдар Рязанов размышляет на эту тему: "Если вспомнить демократическую литературу XIX века в России, то эта литература была совестью нации. А когда я думаю о потоке, который сегодня читаю и смотрю, то понимаю, что нашему искусству до совести еще очень далеко. Народ все видит, все знает и все помнит. Для художника критерий совести, боли за народ должен быть главным. Смерти Высоцкого и Шукшина показали наглядно, кто является в стране властителями дум..."

Как стать личностью

Высоцкий многообразен, многолик. В его песнях нет и намека на официальщину. Сюжеты, язык, живость темы, подход демократичны, в них все, в чем нуждаются люди. Высоцкий защищал, Высоцкий нападал и Высоцкий благородно защищался. Точнее - защищал народ. Борьбу со злом он вел с рыцарских позиций - это народ ценил. Он не вопил в стихах о демократии, не истерил по поводу нарушения прав человека - он эти права вводил явочным порядком. Высоцкий был среди тех немногих в советские времена, кто подлинно был свободен. В прекрасном он видел безобразное, а в ужасном - прекрасное.

Снобы наслаждались фильмами Тарковского и Феллини, а простые зрители - комедиями Гайдая и голливудскими боевиками. Это проблема духовная. Так вот Высоцкий - искусство и для сноба из пафосного ресторана, и для работяги с КАМАЗа.

Высоцкий не был врагом страны. Он был народным выразителем гражданской позиции по отношению к Великой Отечественной войне. Он восставал против дурных людей, против людей серых - в серых мундирах, серых костюмах, с серыми мыслями. Он не принимал тех, кто запрещал, кто давил, кто ограничивал свободу. Высоцкий и Туманов году в 1977-м заспорили: сколько лет еще стоять советской системе? Туманов утверждал, что стоять ей не больше пятнадцати лет, Высоцкий был оптимистичнее: продержится советская власть не меньше ста лет.

Наше кино