Отличный парень Федя
Федор Крылович родился в семье железнодорожника. После семилетки поступил в электротехникум, но вынужден был бросить учебу из-за тяжелого материального положения семьи. Чтобы помочь родителям, 17-летний Федор работал в двух местах: электриком на железнодорожной станции и помощником уполномоченного в городском отделе физкультуры и спорта.
В 37-м Крыловича призвали в армию. Он успел повоевать на Халхин-Голе и у озера Хасан, на Карельском перешейке, в Осиповичи вернулся сержантом. "Федора знали и любили в городе. Рослый, широкоплечий, он был необыкновенно подвижным, общительным, смелым и решительным парнем.В военной гимнастерке, подтянутый, но мог перетанцевать любого на предвоенных вечеринках и притягивал к себе молодежь. Те, кто помладше, старались подражать ему. Для нас слово Федора было законом", - вспоминал белорусский подпольщик Леонид Верещагин.
Утром 22 июня 1941 года, узнав о нападении немцев, Крылович явился в военкомат. Но его развернули - железнодорожники нужны были в тылу. Впрочем, Осиповичи были тылом недолго - немцы заняли городок уже 30-го, через узловую станцию непрерывным потоком шли военные эшелоны на восток. Федор продолжил работать на станции электромонтером и стал подпольщиком, занимался вместе с товарищами мелким саботажем. В армии он выучился на связиста, а теперь собрал приемник, по которому слушал сводки Совинформбюро.
"Имел свидание. Подобрался замечательный парень. Он у меня уполномоченный по г. Осиповичи - Крылович Ф.А. По моему заданию организовал 9 комсомольских ячеек по 3-4 человека. Ребята толковые и энергичные, только нужен материал. Стыдно признаться, что нет тола и мин. Жду" - весной 1943 года докладывал наверх уполномоченный ЦК ЛКСМБ Павел Воложин. В середине июля он встретился с командованием спецотряда белорусского МГБ "Храбрецы". В обмен на обещание поставлять из Осиповичей разведданные Воложин получил от чекистов две английские магнитные мины и по цепочке переправил их Крыловичу. Конкретной задачи Федору не ставили - приказано было использовать взрывчатку максимально эффективно.
Веселая ночь
Вечером 29 июля Крылович заступил на дежурство станционным монтером. Мины лежали на дне переносного ящика с инструментом. Ближе к полуночи в Осиповичи пришел эшелон с бензином - вскоре он должен был отправиться на юг, в сторону Курска. Федор решил, что цель подходящая - план действий у него уже был заготовлен. Он незаметно вывел из строя семафор в вагонном парке, куда отогнали состав, а затем по команде дежурного по станции уже официально отправился его чинить.Его сопровождал немецкий солдат, но подпольщик улучил момент и прикрепил мины к двум цистернам. Сработать они должны были, когда поезд уйдет со станции. Устранив неисправность, монтер вернулся на свой пост, а после смены ушел домой.
Войти в историю мировых диверсий Федору помогла случайность: немцы вернули в вагонный парк уже готовый к отправлению состав. Взрывы прогремели ранним утром, пожар охватил соседние эшелоны с боеприпасами и бронетехникой, на станции начался ад. Пламя бушевало 10 часов, полностью сгорели четыре состава, пять паровозов, пять танков "Тигр" и "Пантера", 63 вагона с боеприпасами, 12 - с продовольствием. Детонация снарядов разворотила пути, уничтожила угольный кран и водокачку, станция Осиповичи надолго вышла из строя. Испугавшись взрывов, разбежалась охрана расположенного по соседству концлагеря, а его арестанты пробрались в лес, к партизанам.
После бала
Оставаться в Осиповичах Крыловичу было нельзя - обозленные немцы его искали. Удачливый монтер тоже ушел в партизанский отряд, где продолжил взрывать немецкие эшелоны. В 1944 году за успехи в тылу врага - самым ярким из них стал взрыв в Осиповичах, - командиры двух партизанских бригад и спецотряда "Храбрецы" стали Героями Советского Союза. Федор вернулся с войны с партизанской медалью. Лишь в 1949 году будущий глава Белорусской ССР Кирилл Мазуров выхлопотал ему орден Ленина. Умер Федор Крылович в 43 года - сказались многочисленные ранения и контузии, удел любого подрывника.
Спустя много лет на станции Осиповичи открыли памятник комсомольцу-диверсанту. Его именем названа одна из улиц города, на ней установлена мемориальная доска.