Это далеко не первая попытка профессиональных мошенников, которые специализируются на отъеме жилья. Подобный обман граждан в последние годы стал распространяться в городах все шире. Схема, по которой действуют в таких аферах криминальные граждане, примитивна, но дает хороший результат.
Вот и на этот раз проблемы появились у простой московской семьи, состоящей из матери-пенсионерки и взрослого сына. Семья жила в однокомнатной квартире. Собственником части квартиры была их дальняя родственница, которая в этой квартире никогда не жила. Свою долю в квартире родственница продала чужим людям. Кому, сейчас уточняют следователи.
Новый, неизвестный пока, собственник с помощью криминального вида граждан просто взломал дверь квартиры, но сам жить там не собирался, а привел в однушку так называемых"профессиональных соседей". Эти люди подселяются на крохотные доли в квартирах и создают хозяевам невыносимые условия, вынуждая их либо продать за копейки свои метры, либо просто съехать. Для того чтобы быстрее решить квартирный вопрос, они сопровождают свои действия угрозами и рукоприкладством. И на этот раз было все в точности то же самое.
Как рассказала корреспонденту "РГ" старший помощник руководителя СК по Москве Юлия Иванова, следствием проводятся необходимые проверочные мероприятия, направленные на установление всех фактов, указанных в информации. По результатам проверки будет принято процессуальное решение.
Скорее всего, уголовное дело в этом случае будет возбуждено. Но очередное расследование не сможет решить существующую и ставшую острой проблему "черных риелторов", извлекающих крупные доходы от операций с квартирными микродолями за счет основных владельцев этих квартир.
Мало того, в последние годы сложилась настоящая полукриминальная индустрия, которая обслуживает подобный бизнес. Существуют фирмы, которые работают только по скупке долей в квартирах. Не отстают от них и отдельные граждане. Главный принцип работы у тех и других - чем меньше доля, тем лучше.
Дело поставлено на поток. Их обслуживают одни и те же риелторы и юристы. "Профессиональные соседи" - тоже специалисты.
Формально законом не запрещено быть собственником углов и даже одного квадратного метра жилплощади в разных квартирах. Однако схожая во многих случаях судьба владельцев квартир, в которых были проданы микродоли, наводит на размышления. Ибо судьба эта, как правило, печальна.
Проблема в последние годы обострилась до такой степени, что на нее обратили внимание законодатели. Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников стал одним из соавторов проекта закона, цель которого - блокировать деятельность мошенников, специализирующихся на операциях с квартирными микродолями.
Основное положение этого законопроекта - введение ограничения на выделение в жилых помещениях долей, меньших, чем пригодно для вселения и проживания там человека. В соответствии с Жилищным кодексом РФ (статья 50) минимальный размер доли, пригодной для вселения и проживания - учетная норма, - устанавливается органами местного самоуправления.
Например, в Москве учетная норма составляет 10 квадратных метров на человека, в других регионах она варьируется - в среднем от 8 до 15 квадратных метров.
Как объясняет Павел Крашенинников , если доля в квартире окажется меньше, чем определено местными властями, то в нее не просто нельзя будет поселиться. Ее также нельзя будет продать.
По словам известного юриста, это серьезный шаг в борьбе с "черными риелторами". Получив право собственности на микродолю, они вселяются в квартиру или дом и создают проживающему в нем совладельцу невыносимые условия для жизни. Схемы захвата жилья квартирными рейдерами могут меняться, но реализуются они, в основном, благодаря возможности неограниченного дробления долей, существующей в сфере права собственности на жилье, объясняет Павел Крашенинников.
До осенней сессии Государственной Думы осталось не так уж и много времени.
Поэтому хочется надеяться, что при формировании законотворческого плана этому законопроекту будет со стороны депутатов уделено то внимание, которого он вполне заслуживает.