15.09.2020 14:29
Воронеж

Что мешает малым городам стать комфортными

Текст:  Наталия Фишман-Бекмамбетова (Член комиссии Общественной палаты России по ЖКХ, строительству и дорогам, помощник президента Республики Татарстан по вопросам общественных пространств)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №206 (8260)
Есть несколько проблем, которые не позволяют многим нашим малым городам сделать прорыв в качестве среды. Первая - отсутствие грамотного заказчика. Чаще всего муниципалитеты не до конца понимают мультипликативный эффект от перезапуска имеющихся пространств либо создания новых. А ведь выбор места - уже 50 процентов успеха.
Читать на сайте RG.RU

Вторая проблема - незнание запроса своих жителей. Требуется приложить немало усилий к тому, чтобы отличить истинные потребности людей от ложных или навязанных.

Четыре города Югры победили в конкурсе проектов комфортной среды

Третья проблема - отсутствие компетентных архитекторов и проектировщиков, которые еще на стадии идеи смогли бы увидеть весь потенциал территории, оценить запросы горожан и администрации, понять возможности бизнеса и аккумулировать грамотные взвешенные решения, а при необходимости - защитить их.

Если же такие архитекторы есть, то может появиться другая проблема - отсутствие компетентных подрядчиков, которые способны воплотить в жизнь проекты в том виде, в котором они были задуманы авторами. То есть не убить ценные решения, подчеркивающие аутентичность места, не растерять временные и финансовые ресурсы.

Общественное место, где комфортно и приятно собираться, будет иметь хороший трафик

Однако все эти проблемы возможно решить, как только муниципалитет сам поймет, что благоустроенная территория - не зло. Не красивая игрушка, на обслуживание которой приходится тратить колоссальные средства из бюджета города, а точка роста. Общественное место, где комфортно и приятно собираться, будет иметь хороший трафик, а значит - высокий экономический потенциал.

В руках муниципалитетов - ключ к решению большинства перечисленных проблем. Только местная администрация знает боли горожан и территории, знает, какой инвестор и во что готов вложиться. Только она способна синхронизировать мероприятия по благоустройству с нацпроектами, грантовыми и целевыми программами: запустить перед обновлением парка капремонт сетей, параллельно отремонтировать фасады соседних зданий.

Михаил Мишустин увеличил количество грантов для развития городской среды

Муниципалитет способен привлечь спонсоров из числа градообразующих предприятий, найти малый бизнес, заинтересованный в развитии конкретной территории. Для этого нужно просто вести постоянный диалог с предпринимателями и общественностью, выявлять их истинные потребности - причем не в рамках конкурса минстроя, а задолго до него. В идеале - всегда.

Сделать это невозможно без личной включенности главы муниципалитета и его команды. И здесь речь не только о заместителе, курирующем благоустройство, но и о его коллегах, которые отвечают за социальные вопросы, экономику, безопасность, коммуникации... Любое изменение городской ткани должно учитывать ситуацию во всех этих сферах. Иначе благоустройство обречено на провал.

В ряде регионов, например в Татарстане, удалось решить эти проблемы или избежать их практически во всех проектах, получивших гранты Минстроя на создание комфортной среды. Будучи регионом - пионером соучаствующего проектирования, Татарстан научился работать с жителями, а главное - ставить в центр этой работы муниципалитеты.

Воронеж Центральная Россия