21.09.2020 12:32
Культура

В Выборге выпустили спектакль "Рядовые" по пьесе Алексея Дударева

Текст:  Светлана Мазурова (Ленинградская область)
Премьера спектакля "Рядовые" открыла 39-й сезон Театра драмы и кукол "Святая крепость" в Выборге. Поставил его художественный руководитель Юрий Лабецкий.
Читать на сайте RG.RU
Спектакль "Рядовые" Юрия Лабецкого

В 1985 году пьесу белорусского драматурга Алексея Дударева поставили в 101 театре страны. Режиссер, театровед Борис Львов-Анохин писал о философских масштабах пьесы, отмечая: "Хочется верить, что ее будут играть долгие годы".

Театр "Суббота" выпустил премьеру про современную бесприданницу

Май 1945 года, Германия, рукой подать до Берлина. Близится победа. Но еще летят пули, рвутся снаряды. Главные герои - обычные солдаты, прошли всю войну. Один из рядовых, Одуванчик - первогодок, совсем мальчишка. Небольшой взвод под командованием старшины Дугина. Истории обычных людей с искалеченными судьбами. Что делать, когда война закончится, куда отправиться? Родные убиты, дома сожжены…

Режиссер спектакля ответил на вопросы корреспондента "РГ".

Выбор пьесы связан с 75-летием Великой Победы?

Юрий Лабецкий: Конечно. Я перечитал немало пьес, почти все они показались пафосными, и в то же время не хотелось брать масштабные произведения, "глыбы", которые не поднять. И вот нашли "Рядовых" Дударева. Я посмотрел записанный на пленку спектакль Товстоногова в БДТ, с Кириллом Лавровым в роли старшины Дугина. Постановке более 30 лет, и, естественно, там другие взгляды, постановочные решения. Сегодня надо подниматься на другой уровень - поэтической притчи, приподняться на котурны. Кстати, автор обозначил жанр пьесы "притча". Пьеса небольшая, всего 25 страниц, а спектакль получился длинным.

Нелегко рождалось сценографическое решение. Я немного занимаюсь сценографией и пока не придумаю решение - не могу ставить спектакль. Поскольку я по первому образованию кукольник, для меня сценическое пространство - это огромная кукла, в утробе которой варится вся история. Подход кукольника к драматическому спектаклю совершенно другой, нежели подход режиссера, работающего только в театре драмы.

Здесь пришло решение: подобие Бранденбургских ворот, триумфальной арки, мощное, бетонное, я назвал его колоссом на глиняных ногах. Важными вещами стали экран и стена.

Зрители назвали спектакли Руслана Вольфсона фейерверком

Важна и музыка. У вас звучит Валерий Гаврилин…

Юрий Лабецкий: Многое в жизни происходит случайно. Из компьютера вдруг выскочило имя - Валерий Гаврилин. Клянусь, я не искал композитора в тот момент. И тут как озарение: "Перезвоны"! Как же я забыл про них? Любая случайность есть проявление закономерности. И Гаврилин для меня та точка, которая решила музыкальную поэтику спектакля. Мой приятель Алексей Гориболь, выдающийся пианист, посмотрев наших "Рядовых", сказал: "У меня ощущение, что Гаврилин написал музыку специально для твоего спектакля". Эта высокая музыка так точно вошла в структуру спектакля, решила атмосферу. Как всегда, выручил меня Шнитке (когда нужен надлом). Появился и Свиридов. А без Баха куда? Германия - и звучит Бах. Все мои любимые композиторы.

И еще у нас бардовские песни - зонги, которые исполняют современные ребята. Мост между прошлым, происходящими в 1945 году событиями, и современностью, нашими днями. Условно говоря, песни у костра. Туристические песни - моя юность. Естественно, в спектакле есть мои ощущения, воспоминания. Я узнал нового для меня автора-исполнителя с псевдонимом "Ефимыч". Такая прекрасная музыка, гениальная поэзия - Есенин, и сам он стихи пишет.

Спектакль нужно смотреть всем - чтобы помнили, какую цену заплатил наш народ, а юным зрителям особенно - чтобы знали.

Юрий Лабецкий: Конечно, я рассчитываю, что его будут смотреть подростки. Почему, кстати, у нас и появились молодые ребята, поющие под гитару.

На фестивале театров кукол в Выборге назвали победителей

Довольны работой актеров?

Юрий Лабецкий: Доволен, но пока не всеми. Все разные. Кто-то идет неторопливо, скромно, постепенно набирая обороты, кто-то мгновенно... Одни опытные актеры. Другие - выпускники прошлого года, здесь четверо ребят с курса Михаила Самочко, актера Малого драматического театра, додинского.

Благодаря коронавирусу я впервые репетировал столько, сколько нужно, чтобы спектакль вызрел. За стол - первые читки - сели еще в декабре. Материал был запущен в голову и сердце актеров. Что молодежь знает о Великой Отечественной войне? Я посоветовал ребятам для начала посмотреть фильм Ромма "Обыкновенный фашизм". Там потрясающие комментарии режиссера.

Приглашали на премьеру автора пьесы Дударева?

Юрий Лабецкий: Приглашал. Но пока закрыты границы с Беларусью (Дударев там живет), а еще он председатель республиканского Союза театральных деятелей, занят. Надеемся, что Алексей Ануфриевич позже к нам приедет.

Театр "Мастерская" Григория Козлова открыл сезон

Когда-то вы работали в БДТ, при Товстоногове.

Юрий Лабецкий: Да. Как я говорю - в детстве. Монтировщиком сцены, осветителем и еще радистам помогал. Я с 1953 года жил в Ленинграде. Естественно, обожал театр Товстоногова, он гремел на всю страну.

Для меня два года работы в этом театре значат больше, чем четыре года учебы в институте. Я познавал не профессию - культуру театра. Сидел на репетициях, когда была возможность, у Розы Абрамовны Сироты, блестящего педагога, и у Георгия Александровича.

Помню, Товстоногов репетировал спектакль "Правду! Ничего, кроме правды!". Всегда сам ставил свет. И говорит: "Поставьте туда какой-нибудь фантом, хочу посмотреть, что получится". Я быстренько сам встал. И слышу: "Хорошо стоит парень". Через много-много лет мы были с приятелем в Ялте, снимали комнату, и решили проникнуть на пляж санатория "Актер", где отдыхали многие знаменитые режиссеры и актеры. Сделали вид, что мы свои (там же проверяют). Подошли к Георгию Александровичу. Я сказал: "Я работал в вашем театре. А ваши спектакли смотрел с 14 лет". И рассказал ту историю про свет. "А теперь ты где?" - спросил Товстоногов. "В Выборге, художественный руководитель театра". - "А что я сказал тогда?" - "Хорошо стоит парень!" - "Ну так я был прав!" - и рассмеялся.

Драматический театр Ленинградская область Северо-Запад