В начале года появилась информация о том, что крупные банки начинают тестировать банкоматы с функцией распознавания лиц. То есть пользоваться устройствами можно без карты.
Пока, впрочем, все это скорее диковинка, а вот вполне рабочая практика - это бесконтактная оплата покупок с помощью мобильных. Собственную систему запустила недавно X5 Retail Group. Начало и завершение процесса покупок происходит с помощью QR-кодов, размещенных во входной группе магазина. Чтобы собрать корзину, достаточно отсканировать штрихкод товара с помощью видеокамеры мобильного телефона и на выходе оплатить покупку в один клик либо в интерфейсе приложения, либо с помощью кассы самообслуживания.
А в мае магазин без касс и продавцов открыла сеть "Азбука вкуса". Он оснащен системой компьютерного зрения. Чтобы воспользоваться новым сервисом, покупателю необходимо скачать мобильное приложение и зарегистрироваться в нем, привязав к своему аккаунту банковскую карту. На входе в магазин нужно отсканировать QR-код, а после этого можно взять с полки нужные товары и просто выйти. Деньги с карты спишутся автоматически.
По мнению гендиректора Visa в России Михаила Бернера, новый сервис станет востребованным в ближайшем будущем, поскольку в России существует высокий спрос со стороны потребителей на инновационные платежные решения.
Большинство банковских услуг сегодня можно получить дистанционно, не посещая отделение, - открыть счет, сделать перевод, открыть вклад и даже получить кредит. Постоянно растет и доля безналичных расчетов. По данным апрельского исследования Mastercard, в период самоизоляции 43 процента россиян выбирали безналичные платежи, а 16 процентов впервые использовали бесконтактные платежи.
В S&P полагают, что цифровая трансформация банков снизит лояльность клиентов. Главным критерием выбора становится не конкретный бренд, а удобство и доступность технологий. "Потребители, которые знают, что получить банковские услуги столь же просто, как найти видео на YouTube, будут все в меньшей степени предпочитать обслуживание в одном-единственном банке, то есть демонстрировать поведение, которое банки высоко ценили в прошлом", - отметила ведущий кредитный аналитик S&P Наталья Яловская.
Эпидемия COVID-19 ускорила цифровизацию платежной сферы не только в России. Из-за самоизоляции потребители по всему миру перестали посещать магазины и рестораны, заказывая вместо этого продукты и готовую еду на дом. С начала введения режима самоизоляции бесконтактные платежи в Великобритании выросли на 30 процентов, подсчитали в HSBC. Lloyds Bank сообщил о росте на 20 процентов.
И если молодежь уже давно предпочитает платить картой или смартфоном, то взрослое население в возрасте от 50 лет и старше пандемия вынудила начать пользоваться технологиями. Как показало исследование PayPal, на самоизоляции из-за опасения заразиться через наличные деньги пожилые стали чаще платить картой и смартфоном.
В России растет число покупок по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП). В ВТБ, например, число таких покупок с апреля по август выросло в пять раз, до 14,5 тысячи операций. Объем транзакций за этот же период увеличился в 4 раза, а размер среднего чека по платежам составляет 3155 рублей.
С помощью QR-кода пользователи могут оплатить покупки в торговых точках, где реализован сервис СБП, в том числе операции в интернете. Совершить платеж клиент может на сайте магазина либо по платежной ссылке. Для этого необходимо отсканировать QR-код и оплатить покупку.
"Мы видим планомерный рост как по количеству покупок с помощью QR-кода у наших клиентов, так и по их оборотам в целом по СБП, что связано с удобством и простотой сервиса. Его востребованность зависит от присоединения большего числа банков, а также подключения к СБП магазинов и точек продаж. Системе еще потребуется время для развития и популяризации среди пользователей, но уже сейчас очевидно, что востребованность сервиса со стороны клиентов будет только возрастать", - отметил руководитель департамента цифрового бизнеса - старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.
А в Хоум Кредит банке отмечают рост интереса пользователей к онлайн-покупкам. По данным опроса, покупки в интернете в этом году совершали 69,1 процента россиян. Треть из тех, кто покупает в интернете, стали делать это чаще, чем год назад. "Пандемия существенно повлияла на потребительские настроения россиян. Необходимость ограничения социальных контактов сломала предубеждение многих людей против интернет-шопинга. Использование онлайн-каналов для покупок уменьшило распространение вируса и поддержало российскую розницу в это непростое время", - указал аналитик Хоум Кредит банка Станислав Дужинский.
Глобальные инвестиции в финтех в первом полугодии, по оценкам KPMG, снизились до 25,6 миллиарда долларов. Новых сделок практически не было, многие из них перенеслись из прошлого года. Тем не менее все стратегические сделки состоялись, несмотря на пандемию, а возможно, даже благодаря ей.