85 лет назад, в августе 1935 года, после окончания Государственного института театрального искусства, практически все студенты выпуска с четырьмя готовыми спектаклями направились в столицу советской Киргизии для организации первого стационарного театра.
Станция "Фрунзе"
Документы вековой давности свидетельствуют, что на узких улочках сравнительно небольшого городка Пишпека (с 1926 года - Фрунзе) иногда появлялись фургоны с заезжими артистами. В самодеятельные труппы входили фокусники, акробаты, клоуны. Радовали местных жителей своим искусством акыны, исполнявшие под звучание комуза главы из бессмертного эпоса "Манас".
И все же в Пишпеке было свое небольшое общество любителей театра, которое состояло из малочисленной местной интеллигенции. Их усилиями иногда устраивались спектакли. Чаще всего это были веселые водевили или небольшие опереточные постановки. Эти представления долго готовились и обычно проходили под восторженные аплодисменты зрителей в небольшом зрительном зале.
- Как такового театра в дореволюционной Киргизии не было, - рассказала народная артистка Киргизии Лариса Любомудрова. - Возникновение его в качестве самостоятельного вида искусства относится к первым годам советской власти. Зарождение первой профессиональной труппы началось в середине 20-х годов, а в 1930-м во Фрунзе уже организовали сравнительно крупный по тем временам коллектив - Киргизский национальный театр, где ставились не только национальные, но и русские спектакли. К примеру, такие пьесы, как "Нечистая сила", "Ложный стыд", "Канун", "История пяти хвостов".
В 1935 году фрунзенские театралы с восторгом и большими надеждами встречали приехавшую из Москвы группу молодых актеров, которые специально готовились работать именно в Киргизии. Главным режиссером труппы стал Борис Фельдман. Россияне приехали не с пустыми руками. Они привезли с собой готовые к постановке пьесы "Гроза", "Доходное место", "Ревизор", "Гибель "Надежды".
"Выгружаемся на деревянную платформу железнодорожной станции, - писал в своих воспоминаниях один из участников той первой театральной труппы, впоследствии народный артист Киргизии Вячеслав Казаков. - Отсюда открывается прекрасный вид: за пышными коронами деревьев прячутся белые опрятные домики. Я впервые оказался во Фрунзе, и меня здесь все поразило: высокое, почти без облаков синее небо, по-южному горячее солнце и снежные горные исполины на горизонте. Удивило богатство красок на местном базаре. Непривычно было видеть скрипучие повозки с огромными колесами, запряженные верблюдами, слышать незнакомый гортанный говор. Хотелось познакомиться с городом поближе, но времени для этого на первых порах не хватало: предстояло открывать театр, срочно готовить помещение, декорации, репетировать. Всех нас одолевали хорошо понятные каждому артисту чувства: как примут зрители? А если вообще не придут на спектакль?".
Кстати, первое непосредственное знакомство знаменитого актера с искусством киргизского народа состоялось в начале 1935 года в большом зале ГИТИСа, где выступал талантливый музыкант Муса Баетов, голос которого буквально покорил москвичей.
Дебют
Первый спектакль, который был поставлен непосредственно на сцене Русского театра драмы, назывался "Столица". В нем рассказывалось о строительстве московского метрополитена. Некоторые современники утверждают, что тот спектакль благословил еще в Москве великий Василий Качалов. Его супруга, ученица Константина Станиславского, Нина Литовцева, была мастером-педагогом того гитисовского курса, который впоследствии и приехал на Тянь-Шань. Она пригласила подопечных в гости к себе домой, где Качалов и посмотрел в их исполнении первое действие, а потом сам стал играть пьесу, проговаривая и разыгрывая роль каждого персонажа.
"Постановка прошла удачно. Хотя было довольно холодно, это было в ноябре, зал был полон. Одеты все были не очень красиво, но чувствовалось, что люди полюбили театр и принимали актеров очень тепло, щедро одаривая аплодисментами", - писала в то время газета "Советская Киргизия".
Особое внимание актерам уделили местные власти. Артистам создали все условия для плодотворной работы. Успешно окончив первый театральный сезон, труппа отправилась на гастроли по регионам республики - Кызыл-Кия, Сулукта, Ош.
"Добирались зачастую попутными машинами. Помнится, в Таш-Кумыр приехали около полуночи, и сразу на сцену. Оказывается, зрители нас ждали к вечеру и не расходились. Всем не терпелось посмотреть спектакль. Закончили играть мы около половины второго ночи. Отдохнуть расположились прямо на сценической площадке, потому что надо было вставать в пять утра, и снова в путь. Бывало, когда не удавалось договориться насчет автомобиля, ходили в соседний городок пешком", - рассказывает в своей книге Вячеслав Казаков.
Постепенно труппа стала пополняться молодыми актерами, и мэтры, затаив дыхание, следили из-за кулис за игрой своих учеников.
Путевка в жизнь
Русский театр драмы имени Чингиза Айтматова открыл путь на большую сцену и киноэкран многим актерам. Среди них - заслуженный деятель искусств РФ Валерий Приемыхов. Он попал в Киргизию по распределению после окончания в 1966 году Дальневосточного педагогического института искусств. Однако по-настоящему раскрыть актерский талант помешала военная служба.
Молодого актера призвали в армию, где он познакомился с молодым художником Георгием Белкиным. Отслужив, последний вернулся в художественное училище, а Приемыхов - в театр. Долго время они жили в соседних комнатах театрального общежития на Набережной. Потом Валерий уехал в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа и навсегда заболел кино. Белкин устроился в оркестр Русского театра вместо внезапно уволившегося барабанщика. Однако друзья продолжали часто встречаться в Москве, почти каждое лето вместе отдыхали на Иссык-Куле.
Становление Русского театра драмы невозможно представить без Владислава Пази, ставшего впоследствии художественным руководителем Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета. С 1984 по 1992 год он был художественным руководителем и директором драмтеатра в Бишкеке. Именно в это время на сцене последнего поставили многие яркие сценические работы. Среди них пьеса "Колыма", знаменитая постановка чеховских "Трех сестер".
Уже уехавший работать в северную столицу России Владислав Пази позже неоднократно приезжал в Бишкек. Многие театралы помнят его знаменитую постановку "Борис Годунов", которая была приурочена к 70-летию театра.
Аманкул Куттабаев, народный артист Киргизской ССР:
- Разве наши сердца не переполнялись радостью во время подготовки первой декады киргизского театрального искусства, которая проходила в Москве? Работая в одном театральном здании, живя одними мыслями, мы были охвачены огромным желанием сделать больше для процветания киргизского сценического искусства.
P.S.
Автор материала благодарит администрацию Русского театра драмы имени Чингиза Айтматова, ректорат Государственного института театрального искусства (ГИТИС) в Москве, а также сотрудников Государственной библиотеки имени Баялинова за содействие в подготовке материала.