В ходе дискуссии участники круглого стола обсудили проблемы, связанные с использованием произведений изобразительного искусства в интернете. Особенности правового регулирования и практические аспекты в этом вопросе были представлены авторскими обществами из России, Швеции, Германии и США.
Эксперты пришли к выводу, что использование произведений изобразительного искусства в цифровой среде приобретают различные формы: от простого размещения изображения на интернет-странице пользователя до создания цифрового произведения, копии которого не существует в аналоговой форме.
Специалисты также обсудили вопросы, связанные с мониторингом нарушений и способами защиты прав правообладателей, существующих в указанных странах.
Представители международных организаций CISAC и IFRRO рассказали о порядке взаимодействия обществ по коллективному управлению правами в мире, проводимой политики взаимоотношения правообладателей с онлайн-площадками и пользователями, нормотворческой деятельности и т.п.
Участие в дискуссии приняли кандидат юридических наук, доцент, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская, коммерческий директор цифрового сервиса n'RIS Григорий Туринцев, генеральный директор Общества по визуальным правам Швеции (BUS) Матс Линдберг, менеджер по политике и региональному развитию Международной федерации организаций по правам на воспроизведение (IFRRO) Пьер-Оливье Лесбургер, директор юридической службы Общества прав художников (ARS) Эдриенн Р. Филдс, региональный директор Международной конфедерации обществ авторов и композиторов по Европе (CISAC, Франция) Митко Чаталбашев, директор юридического департамента немецкого Общества защиты авторских прав в искусстве (Bild-Kunst) Анке Ширхольц, почетный академик Российской академии художеств, вице-президент Творческого союза художников России по правовым вопросам Константин Марков, практикующий юрист в сфере авторского и смежного прав и член Союза фотохудожников России Владислав Багно. Модератором выступил директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес.
"Всего за один день в сети "воруют" 2,5 млрд фотографий, что причиняет колоссальный ущерб авторам, по отдельным подсчетам - вплоть до 532,5 млрд евро в сутки, - заметила директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская. - Однако я бы все-таки разделяла понятия "потребление" и "пользование". Правоприменительная практика нас к этому уже давно подталкивает. Например, Лувр устанавливал разную цену и даже давал бесплатный доступ к изображениям в зависимости от их качества. То есть использование в частных или ознакомительных целях может быть безвозмездным. Но для профессиональной, а тем более предпринимательской деятельности обязательно должны быть предусмотрены различные механизмы монетизации контента - от покупки конкретного произведения до абонентской платы".
Масштаб нелегального распространения изображений в сети во многом объясняется тем, что такие нарушения трудно отследить, в особенности законодательства в этой сфере не всегда позволяют в полной мере защитить интересы авторов и правообладателей. К примеру, за последнее время в России было принято несколько пакетов антипиратских законов, но они в первую очередь были направлены на борьбу с пиратством или неправомерным использованием музыкальных и аудиовизуальных произведений, объяснил директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес: "Судебная практика чаще защищает интересы правообладателей этого вида объектов. Что касается фотографий и изображений, то специальных норм для них не существует - все антипиратские законы содержат нормы общего характера. Это оставляет много пробелов. Наш круглый стол сегодня - это возможность усвоить зарубежный опыт и показать аудитории, как вопросы использования визуальных произведений решаются в других странах".
По мнению регионального директора CISAC (Франция) Митко Чаталбашева, коллективное управление - один из самых эффективных способов решать проблемы, возникающие в креативных отраслях в цифровую эпоху: "Такая сеть из организаций коллективного управления правами, заключивших договоры о взаимном представительстве, как CISAC - это одна из гарантий того, что люди в разных государствах смогут комфортно работать и легально использовать контент. Надеюсь, скоро мы дойдем до того, чтобы предприниматель мог обратиться, скажем, в УПРАВИС и получить мировую лицензию. Это идеальный вариант для дальнейшего развития сферы визуальных искусств".
Помимо продвижения и защиты авторских прав офлайн или онлайн общества по коллективному управлению правами должны делать все возможное, чтобы менялась только модель дистрибуции - от аналоговой к цифровой, - но не доходы авторов, отметил генеральный директор BUS Матс Линдберг: "С одной стороны, интернет сыграл положительную роль в жизни создателей контента, позволив им напрямую взаимодействовать с пользователями и заинтересованной аудиторией. Однако есть и обратная сторона медали: те же цифровые платформы "съедают" другие бизнесы - газеты и остальные традиционные ресурсы, от которых во многом зависят заработки авторов".
Социальные сети и онлайн-платформы сейчас действительно находятся на острие проблемы, считает директор юридического департамента Bild-Kunst Анке Ширхольц.
С коллегой согласилась директор юридической службы ARS Эдриенн Р. Филдс, по словам которой авторские общества США сталкиваются со схожими проблемами: "Большинство крупных платформ было создано в нашей стране - Amazon, Facebook, Etsy, Twitter. Пользователи со всего мира выкладывают на них колоссальные объемы контента, и отслеживать нелегальное использование или находить нарушителей очень сложно. Мы реагируем на прямые жалобы от наших авторов, используем для мониторинга различные инструменты - цифровые решения, ручной поиск. Но зачастую это все превращается в борьбу с ветряными мельницами: мы добиваемся изъятия изображения из одного места, а оно сразу же возникает в другом. Нужно бороться с менталитетом, что все, что размещено в интернете, - бесплатное".
К сожалению, многие российские пользователи придерживаются такого же мнения, посетовал почетный академик Российской академии художеств, вице-президент Творческого союза художников России по правовым вопросам Константин Марков: "Что касается творчества, то тут нужно руководствоваться одним принципом: все, что не разрешено - запрещено. Пленумом Верховного суда цитирование фотографий было легализовано, то есть это можно делать, но в некоммерческих целях. Свободное использование изображений, как и других произведений, регулируется статьями 1273-1278 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором приведен весь перечень, как именно это нужно делать".
В отличие от аудиовизуальных произведений, заблокировать по суду ресурс с нелегально размещенными фотографиями невозможно, поэтому задумываться о защите своего творчества стоит заранее, подчеркнул эксперт. Депонирование объекта до обнародования позволит автору в случае обращения к модераторам онлайн-площадки доказать свое прямое отношение к контенту и тем самым быстрее и проще отстоять свои права.
Такого же мнения придерживается и коммерческий директор n'RIS Григорий Туринцев. Он обратил внимание на то, что идти надо не путем ограничений (то же вирусное распространение контента может сделать автора всемирно известным), а упрощать регистрацию произведений через сервисы депонирования, обучать пользователей обращению с авторским контентом и развивать механизмы реагирования на жалобы о нарушениях со стороны платформ.
В завершение дискуссии менеджер по политике и региональному развитию IFRRO Пьер-Оливье Лесбургер призвал международные авторские альянсы активнее сотрудничать с национальными обществами по коллективному управлению авторскими правами, так как это позволит решить многие проблемы креативного сектора, в том числе предоставить площадку для обсуждения лучших локальных практик и совместными усилиями выстроить механизмы монетизации.
Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) - международная неправительственная организация, в состав которой входят ведущие национальные общества, занимающиеся управлением различными категориями авторских и/или смежных прав в странах - членах Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, странах БРИКС и иных странах.
ЕАКОП - ассоциированный член Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC), имеет статус организации-наблюдателя Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), является членом IFFRO.
Штаб-квартира Конфедерации располагается в Москве (Российская Федерация).