"По поручению министра транспорта Федеральным дорожным агентством была разработана концепция развития объектов дорожного сервиса и генеральная схема. Она включает более тысячи объектов, в рамках которых возможно развитие территорий и привлечение инвесторов", - сообщил начальник Управления земельно-имущественных отношений Александр Соколовский.
Такие зоны могут включать мотели и детские площадки, ярмарки местных товаров, сувенирные магазины, здесь даже могут разместиться торговые сети.
На фоне пандемии популярность автопутешествий выросла, но страна к этому не готова из-за неразвитости придорожной инфраструктуры, отметила вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Наталья Осипова.
Сейчас вдоль федеральных трасс в России действует около 14 тысяч объектов дорожного сервиса - как правило, это только автозаправочные станции, пункты питания и торговли. Но часто они размещаются в хаотичном порядке, местами дроги перенасыщены такими объектами, а в других случаях, наоборот, их не хватает, признают в Росавтодоре.
Чтобы исправить ситуацию, создание придорожных сервисов планируется ввести в организованное русло. На каких-то дорогах предполагается построить новые зоны сервисного обслуживания. Участки, которые недостаточно обеспечены дорожным сервисом, необходимо определить с помощью регионов. Такие проекты могут быть реализованы на основе государственно-частного партнерства или с условием льготного выделения земельных участков инвесторам, которые смогут создать качественный и комплексный сервис, отметил Соколовский.
На других трассах объекты придорожной инфраструктуры будут переводиться в "кластерный режим для доведения их до многофункциональных зон", - сказал представитель Росавтодора. То есть обычные автозаправки дополнят магазинами, кафе, зонами отдыха, детскими площадками.
Бизнес на местах старается создавать многофункциональные сервисные зоны самостоятельно. Например, в Калининградской области у поселка Талпаки в 50 километрах от Калининграда еще в 90-е годы местный предприниматель начал продавать дальнобойщикам, следующим в Калининград из "большой России", кофе и чебуреки. Через поселок проходят две из трех калининградских федеральных автодорог: А-229 "Калининград - Черняховск - Нестеров - граница с Литовской Республикой" и А-216 "Гвардейск - Неман - граница с Литовской Республикой". На трафике бизнес вырос. Сейчас чебуречная превратилась в огромное кафе с модной открытой кухней и стала достопримечательностью региона. Здесь продолжают обедать дальнобойщики, однако и туристы считают своим долгом попробовать талпакские чебуреки.
Чего, по словам самих путешественников, не хватает региону, так это придорожных рынков, обозначенных специальными указателями. В этом году эксклав благодаря гостям из других регионов пережил настоящий туристический бум. Многие брали в аренду автомобили и передвигались по области самостоятельно. "Вот если бы где-то на съездах с дорог поставили пару-тройку палаток, предупредив о них заранее с помощью указателей, думаю, такие места пользовались бы популярностью среди туристов", - полагает петербуржец Александр, посетивший Калининградскую область.
На трассе Кемерово - Новосибирск предприниматель Эдуард Даниленко открыл кафе десять лет назад. "Вложив свободные деньги, через аукцион получили участок земли и построили с нуля кафе-бар с банкетным залом на 150 посадочных мест, - вспоминает он. - Это, к слову, избавляет нас от арендной платы, которая для многих сегодня стала неподъемной. Поваров приглашали из числа жительниц близлежащих сел".
Востребованы придорожные сервисы и в Алтайском крае. По данным регионального минтранса, обеспеченность автодорог края объектами общепита питания близка к нормативу, а заправочных станций даже вдвое больше нормы. Но дорожные сервис-центры размещены неравномерно. Большинство комплексов сконцентрировано вдоль федеральной трассы "Чуйский тракт" - основной логистической и туристической артерии региона. А на других дорогах такого разнообразия уже не встретишь, даже на федеральной трассе А-349, соединяющей Барнаул, Рубцовск и границу с Казахстаном. Про региональные и межмуниципальные дороги и говорить не приходится. Например, отправляясь на машине из Барнаула на популярное озеро Яровое, придется поискать место, где можно поесть и что-то купить с собой в дорогу. К тому же большинство дорожных объектов предоставляет отдельные услуги. В итоге заправляться приходится в одном месте, обедать в другом, а для ночевки искать гостиницу. Из почти тысячи объектов в крае только 30 предлагают все в комплексе для автотуристов и дальнобойщиков.
Урал по качеству дорожного сервиса и количеству сервисных зон можно считать "крепкой серединой", говорят эксперты. На территории Свердловской области действует до 1200 автостоянок, где водители могут передохнуть, поесть и заправить автомобиль. Причем треть из них - это именно многофункциональные комплексы с гостиницами, кафе и зонами отдыха. "С точки зрения дальнобойщика - все отлично. А вот с позиции автопутешественника, а их в этом году стало гораздо больше, - есть куда расти", - признает вице-президент региональной ассоциации развития придорожного сервиса Сергей Ли.
Для цивилизованного развития придорожных сервисов стоит разделить потоки грузового и легкового транспорта, считают эксперты. Кроме того, предстоит поработать и с законодательством. В существующей нормативной базе развития придорожного сервиса много пробелов, указывают в Росавтодоре. Например, отсутствуют как само понятие многофункциональной зоны, так и стандарты качества услуг дорожного сервиса, не урегулировано примыкание местных дорог к основной трассе. Для устранения пробелов минтранс и Росавтодор уже подготовили несколько редакций внесения изменений в закон об автомобильных дорогах. В Росавтодоре также считают, что планы по развитию объектов придорожного сервиса стоит включить в нацпроект по туризму, который сейчас разрабатывает Ростуризм.
К новой стратегии развития трасс перешла и госкомпания "Автодор", отметила генеральный директор компании "Автодор - Девелопмент" Анастасия Козлова. Вдоль дорог уже строятся многофункциональные сервисные площадки, которые ориентированы не только на обслуживание транспортного потока, но и на развитие территории. В итоге скоростная дорога становится точкой "раздачи инноваций в регионе", чтобы местные жители также могли получать современные услуги, сказала она.
"Сами дорожники не решат вопрос развития туризма. Нужна общая площадка с участием минтранса, Росавтодора, Ростуризма, регионов и инвесторов", - считает Соколовский.