06.10.2020 08:18
Астраханская область

В Астрахани начали строить дноуглубительные суда нового типа

В Астрахани начали строить современные суда, по образцу которых обновят весь дноуглубительный флот страны
Текст:  Наталья Коротченко
Российская газета - Экономика Юга России: №224 (8278)
В особой экономической зоне "Лотос" в Астраханской области началось строительство современных судов, предназначенных для углубления Обь-Иртышского бассейна и Северной Двины. Это будет серия из четырех самоходных земснарядов, роторно-ковшевых и фрезерных, по образцу которых планируется начать обновление всего дноуглубительного речного флота страны. По данным Минтранса России, до 2030 года потребуется построить еще 16 земснарядов, чтобы заменить ими устаревшую и дорогостоящую в эксплуатации технику, которая сейчас работает в Волжском, Волго-Балтийском, Ленском, Амурском и Печорском бассейнах.
/ Максим Коротченко
Читать на сайте RG.RU

Закладка двух головных земснарядов новой серии состоялась на производственной площадке "Лотос" Южного центра судостроения и судоремонта, их планируется сдать в эксплуатацию в конце 2022 года. Еще два судна начнут строить до 31 декабря и передадут заказчику в 2023 году. Средняя стоимость строительства каждого земснаряда составляет около миллиарда рублей, финансирование ведется по льготной лизинговой программе со ставкой 2,5 процента годовых сроком на 15 лет.

Путин призвал корабелов прицельно заняться локализацией

- Этот пилотный проект - нерядовое событие как для Астраханского региона, так и для всей России в целом, - заявил на церемонии закладки судов замминистра транспорта России Юрий Цветков. - Речной транспорт - наиболее безопасный, экологичный и энергоэффективный, но мешает ряд факторов, один из которых - старение дноуглубительного флота, средний возраст которого более 30 лет. Суда, которые мы закладываем сегодня, позволят решить проблему коренным образом.

По словам директора департамента судостроительной политики и морской техники минпромторга России Бориса Кабакова, из 100 тысяч километров водных путей страны только половина имеет глубину гарантированного хода больше 3,5 метра. Как сообщил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Василий Бойцов, из 155 земснарядов, имеющихся на балансе администраций бассейнов внутренних водных путей, на ходу только 126, причем треть из них - в критическом возрасте, старше 40 лет. Но даже те, что моложе, устарели технически: они уже не такие производительные, как современные, и дороже в эксплуатации.

- Особенность строящихся у нас земснарядов в том, что они самоходные, у них хорошая производительность - 900 кубометров грунта в час, - рассказал "РГ" руководитель проекта, главный строитель судоверфи "Лотос" Азат Батыров.

Он объяснил, что роторно-ковшевые земснаряды хорошо справляются с рыхлением грунта с высоким содержанием глины, а фрезерные подходят почти для любого типа дна. Оба судна рыхлят речное дно на глубину от двух до десяти метров и могут работать даже при метровой осадке. Грунт изымается с помощью погружного насоса по трубопроводу на берег, либо - в шаланды-баржи.

Ученые научили лазеры выращивать детали для кораблестроения

Земснаряды разработаны по спецпроекту в сотрудничестве с голландской компанией с учетом требований Российского речного регистра. По данным представителя компании Евгения Леонова, сравнительный анализ показывает экономическую эффективность нового типа земснарядов по отношению к многочерпаковым земснарядам в 2,3 раза, к землесосам на 20 процентов.

- Голландская компания планирует локализовать в ОЭЗ "Лотос" производство, сделать его в значительной степени российским, - подчеркнул Юрий Цветков. - Мы поддерживаем эту инициативу, поэтому хотели бы создать в Астрахани кластер, который бы занимался строительством самоходных земснарядов.

Сейчас "Лотос" продолжает строительство еще пяти судов, среди которых - круизный лайнер "Петр Великий" и колесный прогулочный теплоход. Есть заказы и у других верфей. На Астраханском судостроительном производственном объединении строят два танкера-химовоза, а на "Красных баррикадах" идет работа над опорным основанием ледостойкой стационарной платформы для месторождения в Арктике.

Астраханская область Юг России