"Конкуренция на рынке традиционных энергоресурсов будет обостряться, а доход, который сегодня в этом секторе присутствует, будет уменьшаться вплоть до минимальных значений", - рассказал ранее в интервью "РГ" замминистра энергетики Павел Сорокин. Он подчеркнул, что всем производителям придется существенно наращивать эффективность.
Товары ТЭК останутся основой российского экспорта, но их денежный вес будет сокращаться. С января по август стоимость экспорта нефти сократилась на 39,9%, а физический объем - на 9,4%, газа - на 49,6 и 14%, а угля - на 28,9 и 10,1% соответственно.
"Спрос на сырую нефть вряд ли вернется к прежнему уровню раньше 2022 года", - говорит глава отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке Saxo Bank Оле Хансен.
Самые большие перспективы открываются перед газовой отраслью, за счет увеличения его доли в генерации электроэнергии. Падение цен на газ началось до пандемии, а спрос сократился в большей мере из-за двух подряд теплых зим, а не карантинных ограничений. "Поскольку в 2020 году цены на газ сильно просели, то в 2021 году ожидается уменьшение его добычи, например, в США прогнозируется 11% падение по сравнению с показателями 2019 года", - говорит генеральный директор "УК Спутник - Управление капиталом" Александр Лосев. По его мнению, рекордные запасы газа также сократятся, что может привести к росту мировых цен на газ на 40% уже в следующем году в сравнении с минимумами 2020 года.
Наиболее пострадает от COVID-19 угольная отрасль, считают эксперты. Здесь разговор идет не только о ценах, но и падении потребления из-за ужесточения экологических требований большинства стран. Цены на уголь вырастут, но весьма умеренно, считает Лосев.