На сравнения с "Экстазом" Гаспара Ноэ показанный в рамках ММКФ (театральный прокат - с 22 октября) белорусский трип-хоррор "Спайс бойз" так и напрашивается. Оба фильма исчерпывающе описываются одним предложением: мирная вечеринка в результате употребления наркотиков оборачивается кровавым кошмаром. И оба основаны на реальных событиях. С той разницей, что Гаспар Ноэ свой кровавый кошмар выдумал - ничего такого ужасного там в действительности не происходило. А Владимир Зинкевич не выдумал, но изрядно приукрасил события, случившиеся в Гомеле в 2014 году.
Фильм открывается флэшфорвардом: тарантиновский диалог двух омоновцев о хот-догах, кетчупе и Америке, за которым следует внезапная расправа над оными (что-то неуловимо злободневное есть в этом маленьком эпизоде), - и время отматывается назад. Дальше - без малого час утомительнейшей экспозиции, где нам презентуют центральных, второстепенных и последнестепенных персонажей, посвящают в их предыстории, в отношения друг с другом и родственниками.
Михаил Горевой рассказывает, как военные с милицией подрались, мы узнаём, что невеста училась на актрису, а страдающий ДЦП Ламбада пишет стихи, а Чистый, который жених, не любит геев, а у нас сегодня кошка родила вчера котят - и не видно этому безудержному потоку необязательных и скучно излагаемых подробностей края. Ноэ, конечно, тоже далеко не сразу к сути переходил, но хотя бы с музыкой и танцами. Впрочем, и у Зинкевича танец имеется. А вот с музыкой явно что-то не задалось.
Дело даже не в том, что музыка в "Спайс бойз" какая-то не такая. Дело в том, что её практически нет. За очень редкими и короткими исключениями. Особенно это режет слух во второй части, когда наконец кино набирает обороты и на всех парах мчится прямиком в разверзнувшуюся пасть ада. Здесь уже Владимир Зинкевич учиняет отменный, мирового качества макабр, вполне на уровне тех же французских экстремалов, к коим причисляется и выпендрёжник Ноэ. Безостановочный парад шок-контента, где простительные недостатки исполнения с лихвой компенсируются изобретательностью (например, упоминаемая как будто невзначай бочка с огурчиками неожиданно оказывается своеобразным чеховским ружьём) и рядом впечатляющих актёрских работ (отдельно нужно отметить Владимира Аверьянова, который в шапке из собаки и с гвоздомётом в руке даёт жару за всех).
И при этом всё сопровождается тишиной. Решение тем более странное, что строчка с именем композитора в титрах присутствует, и чем бы оно ни было обусловлено - а чем-то же оно должно быть обусловлено, - не вызывает ничего, кроме недоумения. Но ладно, в конце концов, музыка - не самое главное. Хотя и, безусловно, очень важное. Главное - робко наметившаяся тенденция. За последний месяц с небольшим это уже вторая жанровая вещь из Беларуси, появившаяся на российских экранах. И если "Запретная зона" (где, кстати, также снялся Александр Головин) в лучшем случае заслуживает характеристики "смотрибельная", то "Спайс бойз" при всех минусах обладает немалой ценностью и как убедительная антинаркотическая пропаганда, и как достойное развлечение для ценителей.