11.10.2020 18:45
Экономика

Россияне ищут способ защитить свои инвестиции на длительный период

Россияне ищут способ защитить инвестиции
Текст:  Евгения Носкова
Российская газета - Спецвыпуск: Страхование №229 (8283)
Россияне заинтересовались накопительным страхованием жизни (НСЖ) - за первое полугодие этот сегмент прибавил 26 процентов. Как рассказали "РГ" участники рынка, клиентам важна как возможность формирования накоплений, так и широкий перечень рисков, по которым можно застраховать себя или своих близких, включая риски коронавируса.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

- В связи с пандемией и режимом самоизоляции мы наблюдали существенный спад продаж во втором квартале, но уже в третьем квартале мы видим прирост по объему собранной премии на 38 процентов по сравнению с третьим кварталом 2019 года, - отметила исполнительный директор дивизиона "Инвестиции и накопления" Сбербанка Ольга Монахова. - В этом году мы ожидаем дальнейшего роста НСЖ, в том числе в связи с тем, что в ближайшее время наши программы страхования жизни станут доступны не только в отделениях банка, но и онлайн.

Размер страховой пенсии не смогут уменьшить

Снижение ставок по депозитам страховщики называют одной из причин роста НСЖ, но говорить о перетоке средств из привычных вкладов в продукты по страхованию жизни некорректно. Как правило, у клиента, оформляющего НСЖ, вклад уже есть. И чтобы удержать средний уровень дохода по своим вложениям, он начинает искать инструменты диверсификации инвестиций.

- В структуре сборов "Росгосстрах Жизнь" увеличилась доля долгосрочных продуктов, в том числе с регулярными взносами, к которым относится и НСЖ. Цель таких продуктов - создание защищенных накоплений,- рассказал директор по стратегическому анализу СК "Росгосстрах Жизнь" Иван Чубарь. - Интересно, что мы пока не видим всплеска спроса на валютные программы, хотя в 2014 году при похожей волатильности курса доля программ, номинированных в валюте, на рынке выросла в разы.

По словам эксперта, с апреля наблюдается тенденция, что при прочих равных условиях клиенты выбирают инвестиционные продукты, в названии которых есть слово "страхование", оно становится важным критерием выбора. Это подтверждает и предварительный анализ рынка: потери страхования жизни в период кризиса ниже, чем у программ доверительного управления, ПИФов или индивидуальных инвестиционных счетов.

По итогам 2019 года объявленная доходность по НСЖ у отдельных компаний вдвое превысила уровень инфляции

Как отметил генеральный директор "Капитал Лайф Страхование Жизни" Евгений Гуревич, клиентам, выбирающим НСЖ, важна и возможность формировать накопления, и застраховать себя и близких. Также в рамках программ НСЖ компании представлены дополнительные опции и сервисы: телемедицина, юридические услуги, консьерж-сервисы, чекапы, психологическая помощь и др. В этом смысле НСЖ в меньшей степени зависит от динамики ставок по депозитам, а больше - от роста финансовой грамотности населения и понимания того, что необходимо формировать накопления и иметь страховую защиту, полагает эксперт.

В НСЖ сочетаются две функции - накопительная и страховая. Поэтому даже если в жизни клиента произойдут какие-то непредвиденные события, накопления за клиента продолжит формировать страховая компания.

При прочих равных условиях клиенты выбирают инвестиционные продукты, в названии которых есть слово "страхование"

- Потенциальная доходность для большинства клиентов не является важным критерием выбора НСЖ - за доходностью люди идут в другие инструменты, - полагает Ольга Монахова. - Хотя и программы НСЖ "Сбербанк страхование жизни" в 2019 году принесли клиентам доходность в 8,15 процента для полисов, номинированных в рублях, и 3,62 процента для полисов, номинированных в долларах.

НСЖ - это, в первую очередь, инструмент страховой защиты, а также поэтапного накопления и сохранения денежных средств на очень длинном горизонте. Например, в "Росгосстрах Жизнь" средний срок полисов по НСЖ около 10 лет. Поэтому об игре на фондовом рынке здесь речи не идет: политика инвестирования страховых резервов (денег клиентов) по НСЖ у компаний по страхованию жизни максимально консервативна. Резервы инвестируются в основном в облигации с высоким кредитным рейтингом.

В России предлагают ввести обязательное страхование от безработицы

- Гарантированная доходность по полисам НСЖ обычно колеблется в зависимости от условий продукта, наличия дополнительных страховых рисков и срока полиса - от 2 до 3,5 процента, - отметил Иван Чубарь. - При этом есть и дополнительная доходность, которую страховщики объявляют по итогам каждого года, и которая распространяется на все договоры клиентов (то есть она одинакова для всех). Например, по итогам 2019 года в "Росгосстрах Жизнь" объявленная доходность составила 7,5 процента в рублях, что более чем вдвое превысило уровень инфляции (по данным ЦБ, он составил 3 процента в 2019 году).

По мнению Евгения Гуревича, в текущих обстоятельствах страховщикам жизни важно предлагать клиентам всю линейку программ: это и накопительное, и пенсионное страхование жизни с расширенной страховой защитой, и инвестиционное страхование жизни с гибкими возможностями для надежного инвестирования, и программы с дополнительными сервисными медицинскими возможностями. Такой комплексный подход позволит максимально эффективно решить все задачи, стоящие перед клиентами, помогая им пережить волатильный период.

- Базовой характеристикой классического НСЖ, которое реализуется нашей компанией, в первую очередь через агентов-финансовых консультантов, является долгосрочное планирование, соответственно - большая длительность договора 5 лет и больше - существенная доля приходится на договора 10, 15 и более лет, а также важная характеристика именно классического НСЖ - рассроченный платеж, который помогает равномерно распределить нагрузку на семейный бюджет и обеспечить именно процесс накопления при наличии страховой защиты, - рассказал Гуревич.

81 процент страховщиков, опрошенных KPMG, назвали главным драйвером страхования жизни восстановление покупательской способности населения

Если говорить о дальнейшей эволюции программ НСЖ, то ключевая задача компаний по страхованию жизни, как считают участники рынка, - сделать накопительные продукты максимально прозрачными, удобными и функциональными, дополнив их современными сервисными решениями для здоровья, физического благополучия и долголетия, а также улучшения качества жизни клиентов в целом.

- Мы, решая эту задачу, разработали концепцию "экосистемы здорового образа жизни", в которой классические накопительные и медицинские страховые программы дополняются современными InsurTech проектами (на стыке страхования жизни и медицины), - отметил Евгений Гуревич. - Такая экосистема здорового образа жизни направлена на анализ рисков и предупреждение серьезных проблем со здоровьем у наших клиентов, что позволяет им дольше жить и накапливать вместе с нами на достижение стратегических жизненных целей.

Банк России введет рэнкинг страховщиков по уровню жалоб

Иван Чубарь обратил внимание на то, что рост по НСЖ во втором квартале относительно первого квартала показали только те компании, у которых значимую долю составляют агентские продажи. "Здесь уместно напомнить, что продажи страхования жизни - это физические продажи. Отсутствие механизма упрощенной идентификации существенно усложняет полноценный выход в digital", - считает эксперт.

Согласно результатам опроса KPMG, в 2020 году страховщики продолжат наращивать портфели накопительного страхования жизни, страхования жизни на случай критических заболеваний и рискового страхования жизни. Также в ближайшие 2-3 года респонденты хотели бы видеть появление нового продукта на рынке - долевого страхования жизни (unit-linked).

Страхование