13.10.2020 14:18
Санкт-Петербург

Петербургские библиотеки вышли на рынок street-print

Петербургские библиотеки вышли на рынок street-print
Текст:  Вера Черенева (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №230 (8284)
На рынке street-print, мелких полиграфических услуг, появились новые игроки - библиотеки. Они постепенно оттягивают на себя самый низкомаржинальный вид услуг, предлагая цены, которых на коммерческом рынке уже давно нет. Смогут ли они полностью забрать у копировальных салонов услуги по копированию и распечатке, выясняла корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

- Изначально библиотеки предлагали услуги по копированию отдельных страниц из книг, журналов и газет, которые брали люди в читальных залах. Сейчас в нашей библиотеке, как и во многих других, созданы полноценные документ-центры. Каждый человек может к нам прийти, поработать за компьютером, снять копию с нужного документа, распечатать или отсканировать файл, - говорит заведующая библиотекой "Ржевская" Ирина Чудакова. Сделать копию здесь стоит семь рублей, отсканировать документ - 15 рублей за страницу. Это примерно в два раза дешевле, чем в коммерческих копировальных центрах.

Регионы СЗФО готовят собственные правила игры для развозной торговли

Библиотеки идут дальше и предлагают специфические полиграфические услуги, например, широкоформатную печать, тиражирование или брошюровку. В общем, список услуг библиотек примерно такой же, как и в коммерческих типографиях.

Правда, как говорит Чудакова, отличается подход. Например, в "Ржевской" из специфического оборудования есть ризограф. Библиотека печатает листовки как на заказ, так и для своих собственных нужд.

- Нашим ризографом пользуются и другие библиотеки из библиотечной системы Красногвардейского района. А мы, в свою очередь, обращаемся к ним, когда нам нужно, например, распечатать афиши, - рассказывает руководитель "Ржевской".

Прибыль, получаемая библиотекой от полиграфических услуг, совсем невелика, но она позволяет окупать расходы на оборудование и материалы.

В Библиотеке роста и карьеры на Московском проспекте уже привыкли к посетителям, которые забегают сюда с большими глазами и срочно просят поправить файл на компьютере и распечатать файл. Напротив находится Московский районный суд, соответственно, истцы и ответчики бегут в библиотеку исправлять ошибки в документах. Директор библиотеки Надежда Орлова говорит, что частыми посетителями являются также клиенты визового центра и нотариальной конторы, расположенных по соседству. Как и в Красногвардейском районе, воспользоваться компьютером с интернетом можно бесплатно. Такая политика влечет также студентов и индивидуальных предпринимателей, правда, как говорит Надежда Орлова, в период ограничений на полиграфические услуги спрос несколько снизился.

В библиотеках воспринимают такие услуги не как бизнес, а, скорее, как социальный заказ

К тому же в коммерческих копировальных салонах услуги по распечатке постепенно отходят на второй план.

- В большинстве своем копи-центры уже давно диверсифицировали свой бизнес. Если раньше копи-центр ассоциировался с небольшим помещением в проходном месте с копировальным аппаратом, где не всегда и распечатать-то можно было, то теперь, как правило, это один из пунктов сети. Когда мы рассуждаем о доходности копи-центров, нужно конкретизировать, что подразумевается под копи-центром. Если речь об оборудованном месте под принтер/ксерокс, то такие точки - сплошная головная боль, поскольку доходности практически нет, - говорит Татьяна Козлова, старший руководитель проектов, направление "Оценка и финансовый консалтинг" Группы компаний SRG.

Маржинальные заказы на распечатку тоже бывают. Но если раньше ключевыми клиентами были студенты, то теперь - те, кто судится. Учитывая, что, например, судебный иск с приложениями может достигать 100 страниц, а отправить полный комплект документов нужно всем участникам процесса, то один клиент, идущий за защитой Фемиды, может запросто сделать дневную выручку копировальному салону.

Росаккредитация открыла цифровую платформу для проверки товаров

Сергей Мартынюк, юрист, эксперт в области интеллектуальной собственности, говорит, что его клиенты традиционно печатают документацию в копировальных салонах. Клиенты, которые обращаются за юридическими услугами регулярно, предпочитают покупать домой принтеры, а небольшие срочные документы специалисты часто печатают в коворкингах.

Это объясняется тем, что часто в коворкингах назначаются переговоры, по итогам которых и составляется документация.

Но основной объем распечатки и копирования в street-print - это не судебная документация, а важные копии или распечатка одного-двух листов. Роман Дмитриев, владелец копировального салона на улице Белы Куна, говорит, что браться за такие заказы невыгодно: они отнимают много времени и почти не приносят дохода, в отличие, например, от фотопечати. Чтобы работать в ноль, содержать двух продавцов, платить аренду и коммунальные услуги, копировальный салон в день должен приносить порядка 10 тысяч рублей. Это, по оценкам Дмитриева, 10 футболок или 333 распечатанных листа.

В принципе, в копировальных салонах совсем не против отказаться от низкомаржинальных работ. В библиотеках же воспринимают такие услуги не как бизнес, а скорее как социальный заказ. В библиотечной сети Петербурга насчитывается 202 учреждения, для сравнения: в городе порядка 350 копировальных салонов. Это серьезный задел, чтобы потеснить коммерческие копи-центры на рынке базовых услуг.

Санкт-Петербург Северо-Запад