17.10.2020 14:30
Культура

В гала-концерте лауреатов премии "Органист года" выступит Хироко Иноуэ

Текст:  Евгения Кривицкая
Артистка необычной судьбы Хироко Иноуэ вот уже более двадцати лет связывает свою жизнь и творчество с Россией. Выпускница Московской консерватории, получившая два диплома - как пианистка и как органистка, она сделала свой выбор в пользу "короля инструментов" и достигла больших вершин. Солистка Калининградской филармонии Хироко Иноуэ интенсивно дает концерты. Секрет ее успеха - в технической стабильности, сочетающейся с темпераментом и высокой эмоциональной отдачей, в оригинальных программах, где классика смело соединяется с современной музыкой - от этнических произведений до кроссовера.
/ из личного архива Хироуо Иноуэ
Читать на сайте RG.RU

20 октября артистка примет участие в гала-концерте лауреатов премии "Органист года", который пройдет в Большом зале Московской консерватории. Ее достижения отмечены специальным призом "За создание культурных мостов".

Как "Солисты Москвы" впервые выступили без худрука

В интервью "РГ" Хироко рассказала, что привело ее в Россию, есть ли у органа свой "характер и какой опыт она вынесла из самоизоляции.

Как получилось, что вы выбрали Россию, где получили профессию органист и связали с этой страной свою судьбу?

Хироко Иноуэ: Да, на самом деле удивительное сочетание Россия - Япония - Орган. Я приехала учиться в Москву в 1998 году как пианистка: с детства стремилась сюда - в страну искусства, балета, музыки. Мой отец, будучи был простым преподавателем по английскому языку в городском училище, параллельно занимался политикой и был убежденным японским коммунистом. Он ездил в СССР и, конечно, много мне рассказывал, как устроено общество в СССР, об образовательной системе. Думаю, что это безусловно повлияло на мой выбор, где учиться дальше.

Конечно, русская фортепианная школа, вершина среди всех в мире, притягивала меня. Следуя за своей мечтой, я встретила педагога и легендарного музыканта Наума Штаркмана, у которого училась целых восемь лет. Думаю, если бы не он, я в России вряд ли осталась. Позже я услышала голос органа в Московской консерватории и поняла, что можно еще научиться играть на органе. Тем более, что всегда хотела играть музыку Баха, даже в классе Штаркмана, представлявшего школу романтизма и предпочитавшего композиторов XIX века. И голос органа, который невозможно отделить от Баха, привел меня к профессору по органу Алексею Паршину, владеющему тончайшими секретами нашей профессии. Я очень благодарна ему за то, что он направил меня на этот путь.

Вы неоднократно играли на органе Кавайе-Колля в Большом зале консерватории. Как бы вы описали этот инструмент, его "личность"?

Хироко Иноуэ: У него, конечно, легендарная история: у меня просто дыхание останавливается, когда думаю о том, что на нем играли Шарль Видор, Луи Вьерн, Александр Гильман, Эжен Жигу, Александр Гедике, кумиры органного мира нашего времени.

Бразильский музыкант смог сыграть на пианино спустя 20 лет после травм

Помню, что в последний раз выступала в БЗК в 2005 году и исполняла симфонию Видора, композитора, благодаря которому в Москве установлен этот удивительный инструмент. Честно признаюсь, что он был для меня первым "историческим органом" в моей жизни. Потом подобный шок при встрече с инструментами я испытала, учась в Голландии, где были встречи с барочными органами XVII-XVIII веков.

Сидя за игровой кафедрой перед множеством специальных педалей и устройств, я понимала, что у органа Кавайе-Колля есть своя система, природа, сущность. Я услышала флейтовые регистры с ощущением света, услышала дерзкие, даже звериные язычковые регистры, сочные, красочные звучание тутти. Сам инструмент нас учит многому, вдохновляет, хотя характер у него не простой.

Ваша мечта как музыканта?

Хироко Иноуэ: Я просто хочу играть. Пандемия, как мне кажется, показала всем дно жизни, и сейчас пришло понимание, что самое главное для каждого человека. Я осознала снова, какое счастье играть для реальных, живых людей. Как здорово, что есть музыка, через которую можно говорить правду, выразить то, что не высказать словами, передать все оттенки эмоций и красоты.

Ваш муж, Жан-Пьер Стайверс, органист, ваш маленький сын тоже уже играет на органе. Общая профессия - помогает или мешает семейной жизни?

Хироко Иноуэ: Таро рос прямо в органе. Когда ему было один месяц, я его брала на репетиции, и он лежал между трубами. Мы уже поняли, что он выберет для себя другой путь, чем мы, но все равно музыка останется с ним на всю жизни. Он часто нам с Жаном-Пьером ассистирует. Да, магия музыки, ее дух - нас всех конечно очень сильно объединяет.

А по поводу того, помогает или мешает, что мы с Жаном-Пьером - оба органисты, то замечу, что у нас совсем разные природа и манера исполнительства. И потому мы друг у друга многому учимся, постоянно обсуждаем произведения, ищем новых композиторов и репертуар. И он, как никто, понимает сложность нашей профессии: постоянные репетиции в самые неудобные часы, регистровки перед концертами, поиски ассистентов - такие мелочи или, как по-русски говорят: "наша внутренняя кухня", которая составляет жизни органиста. Когда не нужно все это объяснять близкому человеку, думаю - это счастье.

Вы включаете в свои программы сочинения японских композиторов?

Хироко Ионуэ: Да, конечно. Я считаю своим долгом представить музыку своей страны. И орган дает множество возможностей поэкспериментировать с тембрами регистров, так как наша национальная музыка необыкновенно красочна.

Чтобы вы пожелали премии "Органист года"?

Хироко Ионуэ: Важно, что появилась такая премия. Теперь многие люди смогут узнать об интересных событиях, связанных с миром органа, о заслугах и достижениях исполнителей. Желаю, чтобы этот проект продолжался. И спасибо за доверие - я постараюсь оправдать его и продолжу свои поиски в музыке.

Справка "РГ"

Хироко Ионуэ родилась в г. Осака (Япония). Училась в университете искусств в Киото. Окончила с отличием Московскую консерваторию по классу фортепиано (проф. Н. Штаркман) и по классу органа (проф.А. Паршин), а также аспирантуру как пианистка. Лауреат первых премий японских национальных фортепианных конкурсов в г. Саккаи, лауреат III Международного конкурса пианистов имени М. Юдиной (I премия, 2003). Участница мастер-класса П. Плани в Москве (2003) и Московских Международных органных фестивалей.

Лауреат международных конкурсов органистов им. Марчелло Галанти (Италия, 2004, третья премия), Валерия Кикты (Москва, 2005, первая премия). Дипломант и обладатель трех специальных премий IV Международного конкурса органистов им. Микаэла Таривердиева (Калининград, 2005)

С осени 2006 года Хироко Иноуэ - солистка-органистка Калининградской областной филармонии. Активно концертирует в городах России и за рубежом.

Музыка