31.10.2020 15:47
Общество

Как Белокаменная Москва возвращается из руин XX века в цифре

Текст:  Анна Коузова
Фрагменты утраченных архитектурных памятников старой Москвы из фонда "Белый камень" в музее-заповеднике "Коломенское" мы скоро увидим на своих компьютерах. Это станет возможным благодаря совместному проекту музейщиков и IT-специалистов.
/ Анна Коузова
Читать на сайте RG.RU

Белокаменные скрижали со словами о том, кем и как была построена Сухарева башня, фрагменты строений Симонова монастыря, стоявших когда-то на месте Дворца культуры ЗИЛ, капители разрушенных храмов, уцелевшие образцы декора, массивные колонны и много других архитектурных форм сохранили для нас и сохраняют для потомков ревнители московской старины и всего, что связано с историей государства Российского, его традициями и культурой.

Эксперты утвердили предмет охраны знаменитого дома Перлова на Мясницкой

А теперь в союз с музейщиками все активнее вступают лидеры IT-индустрии - профи по использованию цифровых технологий в архивном деле, музейной и выставочной работе.

Ярким и по-своему уникальным примером такого сотрудничества становится оцифровка музейных экспонатов из фонда "Белый камень" в Московском государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике "Коломенское" (МГОМЗ). Нынешний хранитель фонда "Белый камень" Анастасия Дробязко рассказала, что сам этот фонд обязан своим существованием основателю музея-усадьбы "Коломенское" архитектору-реставратору и защитнику русской культуры Петру Дмитриевичу Барановскому.

- Он в буквальном смысле сражался за каждое старинное здание, которое хотели ликвидировать власти в ходе реконструкции Москвы, - говорит Анастасия. - Ему мы обязаны сохранившимися архитектурными памятниками в Крутицком подворье, Болдинском монастыре, на Красной площади (собор Василия Блаженного) и в самом Коломенском. При этом в Коломенское он своими силами свозил остатки русских зданий, которые подлежали разрушению по всей столице.

Теперь хранилища Коломенского - одно из немногих мест, где начиная с 20-х годов ХХ века нашли свое спасение фрагменты старинных зданий прежде, чем от них не оставили камня на камне и они стали называться "утраченными памятниками Москвы". Фонд "Белый камень" считается уникальным как по историко-культурной ценности, так и размеру, весу своих экспонатов и сложности работы с ними. А назван так потому, что все главные экспонаты - из белого известняка, едва ли не единственного природного камня, который имели в распоряжении древнерусские строители и благодаря которому Москву с XIV века стали называть белокаменной.

Фонд насчитывает около 3 тысяч единиц хранения, датируемых XIV-XIX веками. Петр Барановский свез сюда большое количество архитектурных фрагментов, деталей резного убранства, надгробий, памятных закладных плит, начиная с допетровских времен, колонн, капителей и целых архитектурных форм - порталов и крылец.

Фигуры богини здоровья на фасаде здания бывшей аптеки в Москве отреставрируют

Но как экспонировать массивные колонны весом до полутонны, капители, фрагменты декора зданий, древние надгробия? До недавних пор это было неразрешимой задачей. А теперь выход найден - в цифре. Музей-заповедник "Коломенское" взял твердый курс на цифровизацию и за последние два года оцифровал более 500 массивных предметов из фонда "Белый камень". В 2020-м намечено оцифровать еще 137 предметов, включая фрагменты знаменитой Сухаревой башни и надгробие доверенного лица царя Алексея Михайловича Дементия Минича Башмакова.

Как выглядит это хранилище сейчас? Массивные экспонаты разложены по стеллажам, чем-то напоминающим книжные. А чтобы снять какой-то и рассмотреть, нужен электрокар с гидравлическим подъемником. Хранитель фонда Анастасия Дробязко умело с этим управляется: на моих глазах извлекает нужный предмет и за считанные секунды перемещает его к месту фотофиксации - это первый этап оцифровки.

- Фотосъемка производится так, чтобы объект находился в кадре строго фронтально, для этого мы ставим штатив на максимальную высоту, - рассказывает эксперт по фотографированию и высококачественному сканированию Сергей Никитин. - Свет используем контрастный, рисующий, чтобы подчеркнуть фактуру материала и орнамент. Качество изображения, естественно, самое высокое, фотосьемка ведется в формате RAW, с дальнейшей конвертацией в TIFF.

Путин назвал Тульский кремль уникальным памятником

Съемка каждого объекта занимает от 15 минут до получаса, в зависимости от сложности. Потом изображение обрабатывается: добавляется резкость и производится цветокоррекция. В завершение обработки на графический образ наносится инвентарный номер экспоната, по которому его можно будет распознавать и оперативно находить в электронной базе.

- В течение многих лет фонд "Белый камень" старались не трогать, если можно так сказать, - комментирует Анастасия Дробязко. - Делать какие-то выставки с настолько крупными экспонатами сложно. Поэтому фрагменты старой Москвы без движения лежали на полках. Сегодня появились другие возможности: организовано новое хранилище, закуплено современное оборудование, ведем оцифровку. А публикация уже оцифрованных экспонатов фонда в интернете дает новые плюсы в работе - на глазах растет интерес экспозиционеров и, конечно, ученых-историков, исследователей прошлого нашей столицы. Фонд начал жить!

В этом году было решено оцифровать надгробия и памятные плиты, которые представляют собой не только памятники истории и образцы малых архитектурных форм, но являются еще и ценным литературным источником. Ученые, библиографы стали все чаще обращаться в "Коломенское" за информацией о могильных плитах того или иного деятеля или памятных плитах, посвященных историческим событиям.

Власти утвердили предмет охраны бывшей городской усадьбы Бутурлиных

По словам Анастасии Дробязко, "людям нужны хорошие фото, качественные электронные копии, а их нет". Пишут исследователи, когда могут, приходят лично, просят ознакомиться с тем или иным текстом. А теперь они смогут сделать это онлайн из любой точки мира.

Спектр использования цифровых копий, уверяют в музее-заповеднике "Коломенское", весьма широкий. Их размещают в Государственном каталоге музейного фонда России, на сайте "Музеи Москвы онлайн", сайте самого музея "Коломенское" и других электронных ресурсах. Кроме того, наличие цифровых копий позволяет создавать виртуальные выставки и экспозиции, а также делает возможным научное изучение предметов фонда. И если в реальности, глядя на разрозненные обломки исторических зданий и их отдельные элементы, бывает сложно с точностью представить, как изначально выглядел тот или иной архитектурный фрагмент, то электронные копии значительно упрощают эту задачу.

- На некоторых деталях есть маркировки, заботливо сделанные при разборе памятника, но это громадный, неподъемный пазл, сложить который в реальности вряд ли удастся, - заключает Анастасия Дробязко. - А вот в виртуальном, цифровом мире, используя электронную копию каждого отдельного элемента, мы можем восстановить фрагменты разрушенных когда-то памятников. И если для сравнительно небольших экспонатов (до 50 килограммов) экспонирование возможно, то для большинства крупных и тяжелых архитектурных фрагментов Москвы Белокаменной единственный путь не остаться на музейных полках и в забвении, а обрести новую жизнь - это оцифровка.

Первые среди утраченных

Самые известные архитектурные памятники Москвы, фрагменты которых хранятся в фонде "Белый камень"

Сухарева башня (по-другому - Сухаревская). Была возведена в 1692-1695 годах на пересечении современных улицы Сретенка и Садового кольца. Сейчас на это место указывает вход на станцию метро "Сухаревская". В 1926 году в Сухаревой башне открыли Московский Коммунальный музей (его преемник - Музей истории Москвы). В 1934 году вопреки протестам известных архитекторов и историков башня была разобрана в связи с реконструкцией площади.

Архитектурные памятники Москвы, фрагменты которых хранятся в Коломенском

Церковь Николая Чудотворца Большой Крест в Зарядье (по-другому - Церковь Николая Чудотворца "Мокрого"). Впервые упоминается в летописях 1468 и 1547 годов. В конце XVII века (1695-1697) построена заново Евдокией Чириковой (урожденная Лопухина) в память дочери Неонилы. В 1802 году значительно перестроена в готическом стиле на средства прихожан. Были вновь выстроены колокольня и трапезная. В начале 1930-х в Зарядье стали расчищать место под строительство гигантского высотного здания наркомата тяжелой промышленности. В 1932 году церковь Николая Чудотворца была закрыта. Первое время в ней разместили склад театрального реквизита, а затем снесли. В 1970-е годы на ее месте оказался южный вестибюль гостиницы "Россия", которая спустя 40 лет тоже была снесена. Теперь это место стало частью парка "Зарядье".

Церковь Космы и Дамиана в Нижних Садовниках. Построена в 1657 году в слободе государевых садовников. Выделялась редким по форме порталом. Снесена в 1932 году. Сейчас на месте церкви жилой дом (Садовническая улица, 31, юго-восточное крыло здания).

Наталья Сергунина: Путеводитель по отреставрированным достопримечательностям появился на сайте ВДНХ

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. В 1922 году по инициативе наркома просвещения Луначарского Большой Успенский переулок был переименован в Потаповский - в честь крепостного мастера, построившего церковь. Луначарский пытался использовать свой авторитет и власть, чтобы сохранить храм, но добиться цели не смог. В ноябре 1935 года Моссовет под председательством Николая Булганина постановил закрыть и снести Успенскую церковь, мотивируя это "острой необходимостью в расширении проезда по ул. Покровке".

Архитекторы-реставраторы, и первый среди них - П.Д. Барановский, как могли пытались защитить храм. Перед сносом получили разрешение сделать обмеры и снять образцы резных белокаменных деталей. Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания. Сейчас на этом месте - угол Покровки и Потаповского переулка - сквер.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках. Построена в XV веке на углу (современных) Всехсвятского проезда и Пречистенской набережной. Впервые упоминается в 1475 году. В 1629 году деревянная церковь сгорела и была заново выстроена в камне. Старое название этой местности "Башмаки" связано с фамилией думного дворянина Дементия Башмакова, который еще раз перестроил каменную церковь в конце XVII века. Перестроил ее на свои средства и на деньги, завещанные подьячим Шандиным. Храм получил тот внешний и внутренний вид, который сохранял до начала XX века: высокий, пятиглавый, с декором в стиле барокко.

Разрушена в 1932 году, чтобы освободить территорию для строительства Дворца Советов, а в итоге на этом месте появился бассейн.

Симонов Успенский монастырь. Основанный в XIV веке как женский монастырь, он стал одним из самых крупных и богатых монастырей столицы. А в XVI - XVII веках входил в пояс укреплений, защищавших подступы к городу с юга.

С куполов собора Петра и Павла в Петергофе сняли строительные леса

После Октябрьской революции монастырские ценности передали (1918 год) в Оружейную палату. В 1923-м закрыли и саму обитель, а в Тихвинской церкви с трапезной устроили Музей военно-крепостной обороны. Его директор Василий Троицкий наладил отношения с церковной общиной и разрешил службы в одном из храмов монастыря. Тогда же удалось провести частичные ремонтно-реставрационные работы стен и башен под руководством архитекторов из Центра имени Грабаря. А в 1929 году территорию монастыря выбрали для строительства Дворца культуры Пролетарского района. В ночь на 21 января 1930 года были взорваны постройки обители. Снесли пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольню, надвратные храмы, Сторожевую и Тайницкую башни с прилегающими к ним постройками. В ходе сноса уцелели южная стена с тремя башнями, трапезная с Тихвинской церковью и некоторые служебные постройки.

На месте уничтоженного некрополя в 1937 году воздвигли Дворец культуры ЗИЛа.

В фонде "Белый камень" в Коломенском хранятся фрагменты разрушенных башен, колоколен, взорванных церквей и некрополя на месте Симонова монастыре.

Подготовил Александр Емельяненков

История Музеи и памятники Архитектура