Напомним, этот законопроект был размещен для общественного обсуждения еще в сентябре прошлого года. В нем предлагалось огромное количество новаций в подготовке водителей. Но до правительства дошел сильно похудевший документ. Хотя основные положения в нем сохранились.
Итак, в этом законопроекте уточнены условия допуска к управлению транспортными средствами различных категорий. К управлению легковыми автомобилями и квадрициклами могут быть допущены подростки 17 лет. Но только с сопровождающим, у которого есть права. Для этого даже вводится новый термин "водитель-наставник". Правда, все условия такого допуска несовершеннолетних на дорогу должно будет установить правительство.
Управлять автобусом можно будет с 21 года при наличии стажа управления легковым автомобилем или грузовиком не менее года. Напомним, что в первоначальном варианте поправок предполагалось разрешить доступ к управлению грузовиком также при наличии стажа управления.
Уточнено, кто какими составами транспортных средств может управлять. Так, водитель с категорией "СЕ" может управлять не только грузовиком с прицепом, но также автобусом с прицепом, если у него есть стаж более года по категории "D", и легковушкой с прицепом, если у него есть стаж управления категорией "В" более года. Сейчас для управления автобусом или легковушкой с прицепом ему пришлось бы открывать новые категории - "DE" и "ВЕ".
Обменять иностранное водительское удостоверение на российское можно только при условии прохождения обучения, сдачи экзамена в автошколе, а потом - сдачи экзамена в Госавтоинспекции. Правда, само обучение можно пройти самостоятельно. И этот пункт вызывает много споров.
Эксперты опасаются, что разрешение водителям перед обменом прав самостоятельно готовится, позволит развиться рынку торговли документами об успешно сданных в автошколах экзаменах. С другой стороны, если водители действительно получали права у себя в стране, то и сложностей подготовится к нашим экзаменам самостоятельно у них не должно возникнуть. Ведь речь идет не о подготовке водителя с нуля.
Для иностранцев, получивших вид на жительство или российский паспорт, период действия иностранных прав устанавливается сроком на 6 месяцев. Для иностранцев из стран ЕАЭС права действуют в период установленного в них срока. А если срок не установлен, то они считаются действующими в течение десяти лет с даты их выдачи.
Если человек, не имея прав, попадется нетрезвым за рулем или откажется от прохождения медосвидетельствования, то обучиться на водителя ему предстоит не скоро. Напомним, что за такое нарушение предусмотрен административный арест от 10 до 15 суток. Но после отбытия срока нарушитель считается подвергнутым наказанию в течение года. Так вот, в течение этого года он не сможет сдать экзамен на права. Те же водители, совершившие аналогичные нарушения, у которых истек срок действия прав, смогут получить новые также по истечении года с момента отбытия наказания.
В проекте поправок уточнено, что считать мотоциклом, а что - квадрициклом. А вот новая мотоциклетная подкатегория "А2", предложенная в первоначальном проекте для мотоциклов среднего класса, не сохранилась.