Как сообщили в агентстве международных и внешнеэкономических связей Астраханской области, Иран - ведущий торговый партнер региона, его доля во внешнеторговом обороте области составляет 58,2 процента. В Астрахани создана вся необходимая для развития совместной торговли инфраструктура: генконсульство, филиал иранского банка, иранский торговый дом, где и разместилось представительство делового совета.
- Немаловажную часть работы займет, в первую очередь, решение проблемы прохождения взаимных платежей: запуск и развитие клиринговой системы взаиморасчетов между иранским и российским бизнесом с использованием только национальной валюты - рубля и риала, налаживание функционирования в Астрахани созданной нами системы аутсорсинга внешнеэкономической деятельности. И наконец, внесудебное урегулирование споров между иранскими и российскими предпринимателями через созданный российско-иранским деловым советом Международный центр гарантий, - сообщил "РГ" председатель совета Владимир Обыденов.
По мнению представителя Торгово-промышленной палаты Ирана в России Резы Асли, задачи представительства российско-иранского делового совета и созданного три года назад в Астрахани Торгового дома Ирана схожи: "друг другу помогать", в том числе с решением вопроса о транспортном коридоре "Север-Юг". По этому пути через Каспийское море можно наладить выгодные грузоперевозки из Индии в Европу транзитом через Иран и Россию. Но пока коридор не загружен из-за сложностей с логистикой и инфраструктурой: единого оператора МТК "Северг-Юг" нет, а перевалочных пунктов с морского на автомобильный и железнодорожный транспорт и наоборот - множество. Перевозчикам приходится по нескольку раз оформлять товары, пока они дойдут до пункта назначения.
Между тем в этом направлении уже есть подвижки. Во-первых, как рассказал Реза Асли, в ближайшие девять месяцев Иран планирует достроить 15-километровый участок ветки, которая соединит крупный каспийский порт Энзели, откуда товары едут в Астрахань, с сетью железных дорог страны, по которым с юга Ирана везут грузы, приплывшие из Индии.
Во-вторых, Иран возлагает надежды на создание в Астраханской области портовой экономической зоны и каспийского кластера, постановление о которых в ноябре подписал председатель правительства России Михаил Мишустин. Каспийский кластер должен стать логистическим центром международного транспортного коридора "Север-Юг", по которому наконец, как ожидается, увеличатся грузопотоки.
Пока цифры небольшие: с начала года астраханские порты обработали 2,338 миллиона тонн грузов, тогда как в планах перевозить по коридору "Север-Юг" 20 миллионов тонн товаров.
- Сейчас основные товары, закупаемые Ираном через Астраханский регион, - это зерно, древесина, баранина, жир и масло животного и растительного происхождения. Мы планируем расширить этот список, - добавил Владимир Обыденов. - Фрукты и овощи, различные продукты питания, консервация, оборудование и станки, удобрения, товары промышленной и бытовой химии, бензин, дизельное топливо. Также мы видим, что необходимо заняться расширением маршрутной сети перевозок паромами типа "Rо-Rо".
Как подтвердили "РГ" представители российско-иранских компаний, у них в планах увеличение ассортимента ввозимых товаров. Например, фирма AFT поставляет на российский рынок консервированного тунца, выращиваемого в Иране, но видит перспективы для импорта еще и свежей рыбы. А созданная в Астрахани по инициативе правительства Ирана компания "Шахрванд трейд" привозит в Россию томатную пасту, но в ближайшее время планирует открыть еще и розничный магазин со всем многообразием производимых в Иране товаров, включая знаменитые восточные специи. Есть у компании интерес к покупке у российских производителей кормов для домашних животных для экспорта в Иран.
Пока росту грузопотока мешают, в том числе и трудности на таможне. Поэтому, если экспорт в Иран в 2019 году составил 247 миллионов долларов, то импорт - 17,4 миллиона. Эта пропорция практически не изменилась и в нынешнем году: экспорт значительно превышает импорт. Так, в январе-сентябре из Астрахани в Иран ввезли товаров на 159,4 миллиона долларов, а из Ирана в Астрахань - всего на 16 миллионов.
- Это основная проблема: товары, которые идут через астраханские порты, растаможиваются значительно дороже, - рассказал Реза Асли. - Контейнер черного чая весом 11,5 тонны в Казахстане растаможивается приблизительно за 7,5 тысячи долларов, в Астрахани - за 19 тысяч. Фисташки в Белоруссии, Киргизии, Армении - за 10 - 15 тысяч долларов, в России - уже за 30 тысяч.
Тормозит деловую активность и отсутствие прямого авиасообщения между Ираном и Астраханью.
- Мы приглашаем инвесторов, а самолета нет, - говорит Реза Асли. - Гости едут через Москву, и путь занимает больше 20 часов.
- Многие проблемы в российско-иранской торговле еще не устранены, - сообщил "РГ" Владимир Обыденов. - Инновации российско-иранского делового совета как раз и призваны разрешить имеющиеся противоречия и наладить российско-иранскую торговлю в оптимальном режиме.