30.11.2020 15:20
Культура

"Урал Опера Балет": что такое системообразующий театр

"Урал Опера Балет": что такое системообразующий театр
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №270 (8324)
Термин "системообразующий театр" возник недавно, когда был обнародован реестр творческих коллективов, которые в первую очередь будут поддерживаться государством. Реестр не сопровожден точно сформулированными критериями отбора, оставлен простор для версий.
/ Елена Лехова
Читать на сайте RG.RU

Чтобы понять эти критерии, мы обратились к опыту театра не столичного, но уже много лет влияющего на весь культурный процесс страны. Поставившего рекордное число опер, ранее не знакомых российским сценам: "Сатьяграха" Гласса, "Три сестры" Этвеша, "Пассажирка" Вайнберга, "Граф Ори" Россини, "Греческие пассионы" Мартину... Заставившего говорить о себе триумфальным взлетом балета. Регулярно увозящего домой охапки "Золотых масок", по числу наград этого года уступая только Большому театру.

Мариинский театр представил знаменитую оперу Пьетро Масканьи

Все театры ранены пандемией. Все испытывают жестокий финансовый кризис. Все нуждаются в помощи, и это вопрос сохранения национального культурного фонда. Об экономике триумфа и бедствия мы говорим с директором театра "Урал Опера Балет" Андреем Шишкиным.

Андрей Шишкин: Ситуация опасная. За последние 15 лет число наших зрителей увеличилось вдвое, а доходы - в десять раз, но теперь театр, который не работал с весны до поздней осени, имеет право заполнять только 50% зала. Зрители еще боятся людных мест, билеты покупают робко. Доходы резко упали, денег нет не только на новые проекты, все уходит на обслуживание растущих долгов, и это будет счастье, если к 2021 году мы покроем долг 2019-го! Прекращен набор новых артистов, но отток есть всегда - труппа стала сокращаться. Мы радуемся, что есть тепло, свет и зарплата, пусть сокращенная, но спектакли полгода не шли, а премьер почти нет. Театр существует и выполняет свою миссию, если в моторе есть топливо - деньги на новые идеи, поиски, премьеры, тогда - иная атмосфера, азарт, амбиции.

Как текущая ситуация сказалась на текущем репертуаре?

Андрей Шишкин: Он стал однообразнее. Не идут спектакли, где оркестровая яма не позволяет разместить необходимое количество музыкантов с учетом санитарных требований. Исключены все балеты и оперы с участием детей. Но мы должны ставить новое - выпустили в формате semi-stage оперы "Севильский цирюльник", "Лючия ди Ламмермур", на очереди "Любовь издалека" Кайи Саариахо - снова это первое исполнение в России - и премьеры камерных балетов.

Этот театр способен прокладывать пути для всей театральной жизни России - что еще нужно, чтобы признать его заслуживающим поддержки?

А что с ранее объявленными большими премьерами?

Андрей Шишкин: Беда, как и во всех театрах мира: мы наконец добились возможности планировать репертуар на четыре года вперед, а теперь все сдвинулось. Давно анонсированный "Конек-горбунок" в лучшем случае выйдет в июле 2021 года. "Евгений Онегин" в постановке Дмитрия Волкострелова и "Травиата" с Тадеушем Штрассбергером - в сезоне 2021-2022 годов. Мы потратили много сил, чтобы вернуть в эти стены творческий запал, и многое стало получаться, а теперь будем отброшены на годы назад. Если не будет своевременной и эффективной помощи, мы захлебнемся, закрывая долги прошлых лет и не создавая ничего нового.

Поговорим об экономике вашего успеха. Всех увлекла романтическая сторона вашего взлета: 15 лет назад после паузы театр снова вышел в лидеры, премьеры стали событиями всероссийского масштаба, театр снова стягивал любителей со всей страны. Как это выглядит в цифрах?

Андрей Шишкин: В первые пять лет мы могли выпустить премьеру за три миллиона: живописные задники, картон, фанера. Творческие амбиции росли, и мы научились делать спектакли мирового уровня, о чем говорю без ложной скромности. "Приказ короля", только что получивший "Золотые маски", потянул на все 30 миллионов. То есть удесятерились не только доходы театра, но и расходы. К тому же вместе с нашими амбициями все эти годы росла инфляция. Рынок меняет репертуарную политику: постоянно нужны премьеры, они дают наибольший доход. На их раскрутку сильно влияют номинации на "Золотую маску" и сами премии, поэтому как бы "некоммерческие" неизвестные названия в балете и опере хорошо собирали залы - доля доходов с премьерных вечеров выросла с 13 до 30%. Все новые постановки - только за счет собственных доходов. Мы как змея, догоняющая свой хвост: стремимся больше заработать, чтобы больше потратить.

У театра сформировалось уникальное лицо, к вам приковано внимание ценителей жанра в городе и в стране - от вас ждут того, чего не дают другие. Как вы этого добились?

Гослитмузей запустил литературное радио с говорящими экспонатами

Андрей Шишкин: Ставим перед собой задачи, которые много шире предусмотренных уставом. У театра есть финансовые обязательства перед государством, но есть еще и такое понятие, как художественные обязательства. Если мы включаем в репертуар старинные произведения, то стремимся понять, что именно сохранилось в них, как они соотносятся с сегодняшним днем: такова "Пахита", названная "лучшим событием Года Петипа", таков будет грядущий "Конек-горбунок". Каждый сезон мы работаем с отечественными композиторами: "Снежная королева", "Пахита", "Приказ короля", "Конек-горбунок" - это либо новая музыка, либо транскрипции старинных партитур. Ставим новые для России, но важные для мирового репертуара оперы, от Мартину до Саариахо. Премьеры сопровождаем большой образовательной программой - приглашаем наших и западных экспертов, играем симфонические концерты, подключаем кино и драму. Мы должны быть интересны разной аудитории, при этом не делить механически весь репертуар на традиционный и экспериментальный. Наше желание состоит в том, чтобы публика тоже перестала делить все на черное и белое, "классику и современность", потому что искусство устроено сложнее. То есть театр не просто выполняет государственное задание по выпуску спектаклей, но вспахивает и удобряет культурную почву государства, что, согласитесь, не одно и то же.

Эпилог

Семь лет назад театру была вручена "Маска" с формулировкой "за качественный прорыв и открытие новых творческих перспектив". Характеристика удостоверяет: перед нами театр безусловно системообразующий. В реестр он не вошел. Может, дело в числе мест в зале? В екатеринбургском театре, построенном 108 лет назад, их всего 914, зато - уют, редкая по совершенству акустика, редкий по разнообразию репертуар, редкая по постоянству любовь публики. И редкая способность едва ли не каждой премьерой прокладывать новые пути для всей российской театральной жизни. Что еще нужно, чтобы это национальное достояние признать заслуживающим поддержки, сохранения и развития?

Драматический театр