01.12.2020 18:54
Происшествия

Жители уральского поселка добились компенсации за перебои с электричеством

Жители уральского поселка добились компенсации за перебои с электричеством
Текст:  Михаил Пинкус (Челябинск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №271 (8325)
В поселке Новый Кременкуль под Челябинском придумали, как решить застарелую проблему отключений электричества. Написав горы писем во все инстанции, одна из семей обратилась в суд с требованием компенсации за бензин, который она была вынуждена жечь в резервном генераторе, и... одержала победу. Суд признал расчеты верными и взыскал в пользу истцов не только стоимость бензина, но еще и неустойку, штраф за нарушение прав потребителей и компенсацию морального вреда.
Читать на сайте RG.RU

- Мы живем в пяти километрах от Челябинска, но такое ощущение, что за сотни верст от цивилизации, - рассказал "РГ" глава семьи Андрей Китаев. - Отключения случаются постоянно. В этом году мы пробыли без электричества в общей сложности 128 часов. Все это время были вынуждены гонять генератор, который на случай перебоев - кстати, по рекомендации поселковой администрации - купили еще в 2017 году. То же самое были вынуждены делать и наши соседи. И все из-за аварийного состояния сетей - почти семикилометровая линия электропередачи состоит из одних скруток!

Прокуратура Владивостока проверит энергокомпании после массовых аварий

Обычно об отключениях жителей Нового Кременкуля предупреждают. Судя по объявлениям на сайте администрации, последний раз электричества не было 26 и 27 октября с девяти утра и до девяти вечера. Ранее - 3 и 4 сентября, 5 и 10 августа. Другими словами, пару раз в месяц поселок обесточивают в плановом порядке. Плюс аварии. 24 ноября мусоровоз задел один из столбов линии, возник обрыв, и оголенный провод заискрил в полутора метрах от газопровода. К счастью, обошлось без взрыва. Однако у одного из местных жителей сгорел трансформатор, у другого - дорогостоящая плата на газовом котле. Ущерб от таких неприятностей жителям поселка до сих пор никто не возмещал. Первыми пошли в суд Китаевы.

- Это был пробный шаг, - поясняет Андрей. - Подсчитали расходы на генератор всего за неделю с 7 по 15 июля прошлого года - чеки-то храним. Вышла сумма 461 рубль - пять часов работы генератора, по 2,4 литра бензина в час по цене в 38,42 рубля за литр. Иск помог составить знакомый юрист.

Требования о компенсации адресовали к гарантирующему поставщику энергии - компании "Уралэнергосбыт". В суде ее представители попытались объяснить, что претензии направлены не по адресу - никакой ответственности за обслуживание и содержание воздушной линии электропередачи к поселку они не несут. Эта линия находится на балансе одной из сетевых организаций, которая очень некстати обанкротилась, и ее имущество уже распродается.

Эксперт объяснила, насколько в 2021 году вырастут тарифы на услуги ЖКХ

Однако суд эти доводы отклонил. Согласно пункту 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, гарантирующий поставщик несет ответственность в том числе и за действия сетевых организаций, привлеченных им для оказания услуг по передаче электроэнергии.

Другими словами, за перебои отвечает компания, заключившая договор с конечным потребителем. А возместив ему убытки, она имеет право взыскать их с конкретного виновника ЧП уже в порядке регресса. Законность такого "распределения ролей" в начале сентября подтвердила судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ.

С учетом отказа добровольно удовлетворить требования семьи Китаевых мировой суд потребовал возместить понесенные ей расходы на бензин, такую же сумму неустойки, 1,2 тысячи рублей штрафа и еще 1,5 тысячи компенсации морального вреда, а также расходы на законного представителя в суде - всего чуть более шести тысяч рублей.

Потребители вправе требовать компенсации не только за испорченные электроприборы, но и за расходы, которые они понесли во время отключений света

Вроде бы и не велика сумма, но это новый судебный прецедент, который позволит потребителям требовать компенсации не только за испорченные из-за перепадов напряжения электроприборы, но и за расходы, которые они понесли во время отключений.

- Дело даже не в деньгах, - поясняют люди. - Мы уже пять лет боремся с отключениями. Куда только не обращались - и в Ростехнадзор, и в минстрой, и в Государственную жилищную инспекцию. Всюду ответили, что вопросы энергоснабжения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Местное самоуправление вместо какого-либо решения предложило нам купить бензиновые генераторы. А когда выяснилось, что у аварийных сетей есть собственник, даже прокуратура отступилась. В итоге муниципалитет ремонтировать линию не имеет права. Быть может, гарантирующий поставщик, которому придется платить за бездействие остальных, сможет как-то повлиять на эту ситуацию?

Стоит отметить, что проиграв первый суд, "Уралэнергосбыт" действительно инициировал выездную проверку и попытался разобраться в причинах регулярных отключений. В ответ на запрос "РГ" в компании сообщили, что поселковые сети находятся в бесконтрольном состоянии: собственник одной из них не установлен, вторая после банкротства сетевой организации передана новому владельцу. В его адрес будут направлены требования о приведении линии в удовлетворительное состояние. В районную прокуратуру также направлено письмо о выявленных нарушениях. Ситуация поставлена на постоянный контроль, отметили в пресс-службе энергокомпании.

Суд ЖКХ Челябинская область Урал и Западная Сибирь