"Отыграть назад" - мини-сериал HBO, который поругивают критики и очень полюбили зрители. По рецензиям в газетах он, можно подумать, так себе, зато по отзывам в соцсетях и, что немаловажно, рейтингам того и гляди запрыгнет в культовые. И то, и другое объяснимо. Критикам в последнее время обязательно подавай какую-нибудь глубокомысленную подоплёку - желательно социально-политическую. Зрители же, как показал недавний "Ход Королевы", банально соскучились по качественным жанровым историям с топовыми актёрами. Поэтому определяйтесь, с кем вам по пути.
Если с первыми - проходите мимо: из общественно значимых подтекстов тут разве что неустаревающее "богатые тоже плачут" (иногда кровавыми слезами). Если со вторыми, то спешите видеть: Николь Кидман делит экран с Хью Грантом - дуэт мечты. Она напряжённо хмурится, по-прежнему виртуозно играет нервные срывы и красиво ходит туда-сюда под красивую музыку. Он щеголяет пусть и потёртым, но всё-таки лоском, выразительно смотрит исподлобья и разговаривает из-под губы с этим своим неповторимым акцентом. Кому мало, есть ещё ультрааристократичный могучий старик Дональд Сазерленд - глянец с сединой.
Плюс экскурсия по самым роскошным домам Нью-Йорка и демонстрация самых безупречных гардеробов. Плюс не лишённая симпатичностей режиссура орденоносной Сюзанны Бир. Плюс сценарий Дэвида Келли - автора, кто бы как к нему ни относился, одного из эффектнейших шоу десятилетия, "Большой маленькой лжи". Оттуда - австралийская суперзвезда в похожей главной роли элегантной dame in distress. Оттуда же - знакомый сюжет про то, как гниёт изнутри и разваливается внешне идеальная семья американских небожителей. Только "женской оптики" на этот раз сильно поменьше, а детектива сильно побольше.
На гнусных абьюзеров и циничных манипуляторов тянут более-менее все, вне зависимости от гендерной принадлежности, - включая (sic!) чернокожую даму. На преступника-социопата - примерно каждый второй. Круг подозреваемых постепенно расширяется. Из омута показного благополучия традиционно лезут жирные черти. В дорогой мебели вовсю вытанцовывают пресловутые скелеты. Потом, разумеется, суд - а Келли, надо признать, мастак придумывать интересные суды с подвывертами (вспомним хотя бы третий сезон "Мистера Мерседеса"). Пунктиром сквозь перечисленное - психологический триллер с флешбеками, галлюцинациями и крупняками размозжённой головы.
Притом почти нет драматических дебрей - в подобном проекте, казалось бы, неизбежных. Скорее всего, сериалу просто некогда в них лезть. Шесть эпизодов - особо не разгуляешься; каждое действие героев и каждая их мысль нужны строго для того, чтобы сюжет продвинулся вперёд. Оно и хорошо: интрига не успевает протухнуть, конфликты - надоесть. Артисты - сверхпрофессиональные молодцы (бровям Гранта, конечно, пора дать отдельный приз). Всюду умело расставлены отсылки к классике и без пяти минут классике - от Хичкока и Полански до финчеровской "Исчезнувшей".
Вторично? Пожалуй, да. Плохо? Ни в коем случае - тем паче шедевра на все времена здесь вроде бы никто не ждал. Кидман, Грант, стильная картинка и загадочное убийство - сами по себе комбинация на миллион, залог успеха чуть ли не любого предприятия. А повышенная узнаваемость конкретно этого - в общем-то, абсолютно нормальная штука. В конце концов, неслучайно "Отыграть назад" - кино ещё и про брак. В котором знать о партнёре абсолютно всё - лучшая гарантия надёжных отношений, чего о сюрпризах так же однозначно не скажешь. Не верите - Грейс Фрейзер подтвердит.