В Министерстве юстиции России сообщили, что 4 декабря верховный суд Нидерландов отказал в удовлетворении ходатайства Российской Федерации о приостановлении исполнения на территории Нидерландов гаагских арбитражных решений, обязывающих Россию выплатить экс-акционерам по делу ОАО "НК "ЮКОС" более 50 миллиардов долларов США.
Как пояснили в ведомстве, по мнению Минюста России, верховный суд Нидерландов неправомерно применил чрезмерно строгий стандарт при оценке шансов на удовлетворение поданной в мае этого года кассационной жалобы Российской Федерации. "Суд также отказался принять во внимание многочисленные доводы российской стороны о недобросовестных действиях бывших акционеров ОАО "НК "ЮКОС", предпринятых ими в рамках попыток обращения взыскания на имущество, не принадлежащее Российской Федерации или защищенное дипломатическим иммунитетом, в том числе - неправомерную попытку обращения взыскания на товарные знаки ФКП "Союзплодоимпорт", а также многочисленные иные попытки ареста имущества, отмененные судами различных государств, - рассказывают в Минюсте России. - Верховный суд Нидерландов также проигнорировал подставной характер компаний-однодневок, выступающих стороной разбирательства. Российская Федерация расценивает решение Верховного суда Нидерландов как необоснованное и продолжит отстаивать свои законные интересы в Нидерландах и других юрисдикциях".
Также отмечается, что ранее в практике верховного суда Нидерландов никогда не принимались решения о приостановлении исполнения по подобным делам. Сегодня уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместитель министра юстиции Российской Федерации Михаил Гальперин, выступая на международном конгрессе в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России, назвал рассматриваемое дело крупнейшим в истории международных судов. Он подчеркнул, что компетенция международного арбитража была выведена из не ратифицированного международного договора. Иными словами, строго по закону полномочий рассматривать данное дело у арбитража не было.