15.12.2020 15:15
Архангельская область

Почему региональные сети проигрывают федеральным

Сетевой ретейл в регионах не готов отвечать на вызовы времени
Текст:  Марина Ледяева (Архангельская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №282 (8336)
Оборот розничной торговли в регионах СЗФО в этом году ожидаемо снизился, как и в целом по стране. Некоторые предприятия отрасли закрылись, многие из оставшихся ищут не просто пути развития, а способы выживания. Но проблемы регионального ретейла вызваны не только пандемией: снижение покупательной способности и нашествие федеральных сетей начались задолго до коронавируса. При этом торговый бизнес зачастую не хочет меняться, чем только усугубляет свое положение, считают специалисты.
Читать на сайте RG.RU

По данным региональных управлений статистики, ретейл в пандемию пострадал не так сильно, как общепит. В Архангельской области оборот розницы за 10 месяцев 2020-го составил 230 миллиардов рублей - это 99 процентов аналогичного прошлогоднего показателя. В Вологодской наторговали на 165 миллиардов и также лишь на один процент отстали от благополучного 2019-го.

Кабмин ввел минимальную обязательную долю закупок российских товаров

- Конечно же, торговля переживает не лучшие времена, - отметил директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов на торговом форуме в Архангельске. - В сложной ситуации региональные сети испытывают еще большее давление со стороны федеральных сетей и крупных поставщиков. Это очень сильно сказывается на благополучии ретейла в регионах. Тем не менее он жив и кое-где даже растет, потому что у него есть свои преимущества. В их числе - сложившиеся отношения с местными производителями, без продукции которых сегодня не обходятся и федеральные сети. Другое дело, что этих производителей не так уж много, и в итоге все продают одно и то же. Тут уже включается чисто ценовая конкуренция.

Одной из примет сегодняшней торговли стало сужение ассортимента, считает эксперт. Супермаркеты чувствуют себя не очень комфортно, зато по всей стране открываются новые дискаунтеры, а это магазины с ограниченным ассортиментом. Покупатель платит меньше, но уже не может выбирать из тридцати сортов колбасы.

В Поморье в прошлом году, то есть до пандемии, закрылись 69 предприятий торговли. При этом обеспеченность жителей региона торговыми площадями все равно в 1,8 раза превышает норматив. В области открыто более 380 торговых центров. По мнению архангельского эксперта по маркетингу Натальи Мчедлидзе, ТЦ сегодня переживают стагнацию, это уже устаревший формат.

- Меняется все: потребительское поведение, каналы продаж, выбор товарных групп и так далее. Но большая часть ретейла на это не реагирует. Конкуренция строится в основном на том, кто продаст дешевле, хотя от этого никто не выигрывает. Торговля слабо осваивает новые каналы сбыта, не внедряет инновации и даже не изучает своего покупателя, - полагает Наталья Мчедлидзе.

Особенно грешит этим непродовольственный сектор. Так, предприниматели продолжают упорно привозить на продажу шубы, спрос на которые обрушило не только отсутствие денег у покупателей, но и потепление климата. На вопрос "кто ваш основной покупатель?" продавцы бутиков отвечают: "Женщины от 18 до 70 лет". Эксперты привели множество примеров такой недальновидности торгового бизнеса.

При этом обороты онлайн-торговли, которая доставит что угодно из любого уголка мира, выросли в три раза. И это на сегодня главный конкурент стационарной розницы.

- Но для многих местных магазинов это, наверное, не очень хорошо, поскольку выживает сильнейший. В этих условиях надо пересматривать свои подходы к работе и меняться с учетом требований времени, - считает министр АПК и торговли Архангельской области Ирина Бажанова.

Эксперт рассказал, какие продукты подешевеют в следующем году

Но региональным сетям сложно осилить масштабное обновление. Как отмечает гендиректор архангельской торговой сети Светлана Хайдарова, изменение форматов и переход в онлайн - дорогие эксперименты.

- Требуются также серьезные инвестиции в обновление магазинов, логистику и автоматизацию. Это огромные деньги, которые не окупятся за долгие годы. Другой больной вопрос - компетенции. Квалифицированные кадры, способные стратегически мыслить, в большом дефиците. Еще один фактор, по которому мы проигрываем "федералам", - маржинальность, возможность закупать товары по лучшим ценам. Разрыв в этом между компаниями из первой десятки и всеми остальными очень велик. Малым и средним игрокам рынка приходится либо снижать рентабельность вплоть до банкротства, либо уныло наблюдать за оттоком покупателей, - перечисляет Светлана Хайдарова.

В такой ситуации выходом для региональных компаний может стать объединение, отмечают специалисты. Однако ретейлеры не доверяют партнерам и идут на это крайне неохотно. Но успешные примеры уже есть. Три года назад архангельская продовольственная сеть объединилась в альянс с компаниями девяти регионов. Это повысило их конкурентоспособность. По прогнозам аналитиков, тренд на объединение сохранится: уже скоро топ-10 компаний будут контролировать более 60 процентов всего продуктового ретейла страны.

Архангельская область Северо-Запад